До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Женский вопрос: выставка "Невидима праця" в Щербенко Арт Центре

В Щербенко Арт Центре до 5 сентября можно увидеть персональный проект украинской художницы Марии Прошковской. Он называется "Невидимая работа" и посвящен размышлениям о том, как часто рутинная работа, которую выполняют женщины, обесценивается обществом.

1000 долгих минут, или 16 часов. Ровно столько времени 34-летняя художница Мария Прошковская вышивала традиционный свадебный рушник. Вышивала без ниток, при этом строго следуя математической схеме вышивки, не пропуская ни строчки – то есть если бы Маша использовала нитки, в итоге вышел бы симпатичный рушник. Но нитки художнице не нужны: их отсутствие помогло ей визуализировать проблему, которая знакома каждой женщине, но о которой редко говорят публично. Часто домашняя работа – вышивание ли рушника перед свадьбой, традиционное в украинских селах, или уборка, или глажка белья – остается незамеченной обществом, воспринимается как само собой разумеющееся. И таким, что непременно должна делать женщина. Такова традиция. Именно на нее художница решила посмотреть под другим углом – размышляя о том, как часто традиция несет в себе не только эстетику или безусловно позитивный культурный код, но и передает из поколения в поколение стереотипы в восприятии женщины.

Реклама

Перформанс с рушником – художественное размышление о том, что значит быть женщиной в современном мире. Следовать традиции, как твои предки – или нарушать ее; бороться за равенство полов. Соглашаться на очевидно меньшую зарплату, чем у коллеги-мужчины на такой же должности; мириться со стереотипами, деликатно игнорируя вопрос о том, "когда замуж и дети" – или открыто заявлять, что ты чайлд-фри, рискуя, что на твою голову обрушится общественный гнев...

Для Маши Прошковской, которая в искусство пришла уже после своего 30-летия, получив сначала юридическое образование, вопрос этот личный и в какой-то мере болезненный. "Я думаю об этой несправедливости, которой окружена женщина, еще с детства. Во многом это связано с ситуацией в моей семье. Отец строил карьеру, он жил на работе и домой приходил только ночевать. Мама же полностью обеспечивала тыл и занималась бытом, но, к сожалению, со стороны отца это часто вызывало раздражение: он считал, что мама целыми днями ничего не делает. Тогда я впервые поняла: что-то, наверное, в нашей жизни не так…".

Куратор выставки – Марина Щербенко, основательница Щербенко Арт Центра. "Мы с Машей познакомились и начали сотрудничать в 2017 году, когда она стала финалисткой нашего конкурса МУХі, – рассказывает Марина. – Ее конкурсная работа "Уязвимость" также была посвящена проблеме гендерного неравенства. Маша сделала фотографию-инсталляцию, которую мы разместили на полу Музея Шевченко. Это был ее обнаженный автопортрет, фиксирующий Машу в очень тревожной позе. Работа символизировала положение, в котором находится женщина в современном обществе: часто она под прицелом, ее тело обсуждают. Кураторов и художников иногда обвиняют в том, что они спекулируют на гендерной теме, но, я думаю, нельзя отказываться от работы над этой проблемой, пока она не решена. А нам еще многое предстоит сделать".

Мария Прошковская и Марина Щербенко

Прошковская начала работу над проектом в 2019 году, когда была на резиденции SoundID в Карпатах. В горы художница отправилась изучать архив композитора, дирижера и этнографа Владимира Пержило, который посвятил всю жизнь исследованию фольклорных традиций Украины, в частности, народной музыки. Архив Пержило – более 300 записей, сделанных по всей стране, в хатах, в горах и даже поездах. "Работая с архивом Владимира, я наткнулась на записи женских песен. В процессе прослушивания поняла, что женщины всегда традиционно пели за работой. Это было классическое "женское" время: они пряли, вышивали и пели, создавая такой себе клуб по интересам. Сто лет назад для украинской женщины песня была отдушиной во время работы. Тогда я вспомнила про свою идею перформанса с рушником, и все сложилось". Хотя перформанс Маши длится 1000 минут, на его создание ушло несколько месяцев. Художника рассказывает, что физически процесс вышивания дался непросто: болела шея, работа казалась монотонной, а иногда и вовсе вызывала гнев и раздражение.

Также на выставке можно увидеть инсталляцию – пяльца с домотканным полотном. Образцы ткани художница собирала по всей Украине. Они были сделаны вручную разными женщинами в разное время – есть полотно, которму почти 120 лет, из города Лубны в Полтавской области, а есть и вполне современное. Фактически эти арт-объекты родились в соавторстве со всеми теми женщинами, которые создавали полотно. "Это акт женского сестринства", – говорит художница.

Один из самых эмоционально ярких элементов выставки – аудиоработа с фрагментами женских песен из архива Владимира Пержило (в обработке композитора Катерины Гривул) и текст исследовательницы из Канады Устины Стефанчук, который зачитывает художница. Устина изучает украинские традиции и является одним из ведущих экспертов в мире по украинской вышивке. В своем тексте Стефанчук, опираясь на классику украинской литературы, размышляет о предсвадебных обрядах в Украине на рубеже XIX-XX веков, которые зачастую, по мнению исследовательницы, носили оскорбительный характер для женщины.

"...Наступне, це ідея, що цнота і, загалом, уся дівчина більше собі не належить після шлюбу, лише чоловікові, що власне символізує обряд покривання молодої. Вона навіть косу не може мати, яку, в деяких регіонах, їй також привселюдно обтинають. Далі знову показове публічне засвідчення "дівочої чести" з вивішуванням, демонструванням крові. "Подивіться пани родичі на оту кошулю… дай боже, щоб і вони за своїми дітьми діждали такої" Жах. Уявіть, купка чужих дядів і тьотів приходять подивитися на ваші простирадла після ночі, яка може бути важким, часто болючим досвідом, емоційним. І всі вони мають щось до сказання з цього приводу. Ще в окремих регіонах закривавлену сорочку молодої носять як хоругву по цілому селу"...

Описанные явления Устина метко называет коллективным браком. Реальные свидетельства Стефанчук черпает у классиков: в текстах Ивана Франко, Тараса Шевченко (апеллируя к поэме "Катерина"). Впервые термин "коллективный брак" встречается в текстах украинского этнографа и археолога Федора Вовка, и хотя писал он о явлениях конца XVIII – начала XIX века, предсвадебные ритуалы, которые он упоминают, бытуют в Украине до сих пор, замечает Стефанчук.

По словам Марии Прошковской и Марины Щербенко, главная задача выставки "Невидимая работа" – создать контекст для дискуссии. "Для меня важно, что мы сейчас об этом говорим. Что люди, возможно, задумаются о том, что стоит за привычными, рутинными ритуалами, – говорит художница. – У меня есть друзья, семья с десятью детьми. Они приходили на выставку, а потом эта мама написала мне, что она два дня после не разговаривала, настолько ее потрясло увиденное. И она сказала: благодаря выставке я поняла, что не только мне так сложно..."

2 сентября в Щербенко Арт Центре пройдет дискуссия с участием Тамары Марценюк – социолога, доцента Киево-Могилянской академии и одного из главных в Украине специалистов по гендерной проблематике и социолога Оксаны Дутчак.

Не следуй за модой — ощущай её

Подписаться

Еще в разделе

Популярное на VOGUE

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.