Венские каникулы: почему стоит поехать на выставку Дюрера в Альбертине
Одного из самых роскошных "Зайцев" в мире прямо сейчас показывают в венском музее Альбертина. На масштабной выставке Альбрехта Дюрера побывала Дарья Слободяник – и рекомендует не пропустить. Выставка проходит до 5 января.
Альбрехт Дюрер – великий художник. Великий, помимо всего прочего, еще и потому, что всю жизнь учился рисовать. Где бы он ни был – в Нюрнберге или Базеле, Венеции или Флоренции, Генте или Антверпене – Дюрер бесконечно брал уроки графики, рисовал этюды и эскизы и добивался идеальной техники. О том, как много ресурса и времени Дюрер уделял прорисовыванию рук, драпировок одежды, шерсти животных, листвы деревьев или цветов, отлично рассказано на масштабной выставке художника в Альбертине, которую собирали более шести лет. Она наглядно подтверждает немного утомляющий нас всех, но такой мудрый тезис о том, что 97 процентов гениальности – это всегда труд.
Для истории мирового искусства Дюрер имеет такое же значение, как и Леонардо да Винчи. В Альбертине хранится самая важная в мире коллекция его рисунков, которая насчитывает 140 работ. Историческое происхождение музейных фондов Дюрера также имеет особое значение: то, как именно в Альбертину попали работы великого мастера северного Возрождения, можно проследить вплоть до 1528 года (год смерти художника) без каких-либо пробелов! Так что если вы фанат Дюрера, то нет места лучше Альбертины для изучения его творчества.
Последний раз масштабная выставка Дюрера происходила в Альбертине в 2003 году. Тогда ее посмотрел почти миллион человек – Альбертина специализируется на выставках-блокбастерах. Спустя 16 лет в музее собрали 200 работ Дюрера: это рисунки, графика, живописные картины, дневники, письма. Везли отовсюду: "Поклонение волхвов" из галереи Уффици, тревожный и беспощадный автопортрет обнаженного Дюрера – из Веймара, Martyrdom of the Ten Thousand из венского Художественно-исторического музея, "Христос среди врачей" из музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде и, пожалуй, самый красивый мужской портрет Дюрера – из мадридского Музея дель Прадо.
Выставка большая: не меньше восьми залов. Бронировать слоты он-лайн, как было в прошлом году с выставкой Питера Брейгеля-младшего, пока не нужно, но приходить лучше к открытию ровно в 10 утра: я была в обед и рассмотреть "Зайца" и "Большой кусок дерна" из-за спин многочисленных туристов, которые бесконечно фотографируют, было очень сложно. Смотреть выставку лучше в два захода: у меня где-то на четвертом зале случился то ли синдром Стендаля от красоты увиденного, то ли просто разболелась голова от чисто физического напряжения – графику Дюрера хочется разглядывать во все глаза, понять и запомнить самые тонкие штрихи, рассмотреть все нюансы шерсти знаменитого "Зайца", которым так славился художник, поэтому моральных сил на последние два зала у меня не хватило. Но лучше так – прилететь в Вену ради Дюрера можно и во второй раз.
Выставка организована логично и с заботой о зрителе: тем, кто ничего не знал о Дюрере, за пару часов становится ясно многое. Первые залы посвящены натурным штудиям художника и вообще тому, как он учился рисовать и понимать искусство – начиная с работы подмастерья в мастерской своего отца, знаменитого нюрнбергского ювелира. Дюрер рисовал углем, пером, карандашом и акварелью, экспериментировал с цветной бумагой (например, голубой, что давало удивительную глубину его картинам), изучал возможности контраста света и темноты (отсюда, например, то волшебное ощущение готической сказки, которое буквально исходит от его картин). Первые залы демонстрируют не только колоссальный талант Дюрера, но и его интеллект и глубокий подход к работе.
Хит выставки – рисунок "Заяц" 1512 года, одна из самых известных штудий художника с натуры. Рисунок настолько детализированный и натуральный, на нем так прорисованы волоски, что невозможно поверить, что такое физически вообще возможно нарисовать. Невозможно, если только ты не Дюрер. "Зайцу" более 500 лет, он хорошо сохранился, но требует бережного отношения, поэтому Альбертина показывает его раз в пять-семь лет.
"Зайца" обожает весь мир: ему бесконечно посвящают выставки и фестивали, а, например, в 2003, в честь 500-летия Дюрера, в его родном Нюрнберге появилась инсталляция Das große Hasenstück из семи тысяч трёхмерных пластиковых зайцев рыночной площади; ее создал художник Оттмар Херль. Тем временем изобретательная пресс-служба музея Альбертина придумала флеш-моб в соцсетях: все желающие могут присоединиться в инстаграме к #dürerchallenge и создать фото, похожее на один из рисунков художника. Самое смешное выходит, когда люди фотографируют своих домашних животных – например, кота – похожим на "Зайца" Дюрера. Зайдите в инстаграм Альбертины – вам понравится.