Что нужно знать о выставке "Курбас. Нові світи" в "Мистецьком Арсенале"
Смелый новатор, обладатель отличного вкуса и знаток Пикассо – именно таким на выставке "Курбас. Нові світи" в "Мистецьком Арсеналі" предстает перед зрителями ее главный герой, театральный режиссер Лесь Курбас.
О Лесе Курбасе широкая аудитория знает мало. Был режиссером-новатором, основал театр "Березіль", был арестован и сослан на Соловки, где его расстреляли, а позже стал одним из главных героев украинского "розстріляного відрождення". Кто-то помнит его знаменитый портрет – красивый, умный, улыбчивый молодой человек в шляпе набок и в пальто с воротником-стойкой. Но это общие вещи, клише, – уверена сокуратор выставки, американский театральный режиссер Вирляна Ткач, которая руководит в Нью-Йорке театром "Яра мистецька група" (Yara Arts Group). Вместе с коллегами-кураторами Татьяной Руденко, главным хранителем Музея театрального искусства Украины, и художником Вальдемартом Клюзко, ей хотелось уйти от стереотипов и рассказать о том, что же на самом деле нового сделал в театре Курбас. Рассказ этот кураторы ведут очень конкретно – на примере шести самых ярких спектаклей театра "Березіль": "Ґаз", "Джиммі Гіґґінз", "Макбет", "Народний Малахій", "Алло на хвилі 477!" и "Мина Мазайло". Три первых Курбас поставил в Киеве с 1922 по 1926 года – именно в столице он основал "Березіль", а три следующих – с 1926 по 1933 в Харькове.
"Курбас. Нові світи" не имеет ничего общего со стандартной биографической выставкой. Это рассказ о мире, который создал Курбас, поэтому она вышла зрелищной. Здесь и оригинальные костюмы со спектаклей, и партитуры к мюзиклу "Алло на хвилі 477!", и театральные афиши, и дневники Курбаса, и видео, и аудиоспектакли, записанные актерами Yara Arts Group, и даже оригинальные макеты сценографии.
Главная точка притяжения выставки – инсталляции. Тех, кто пройдет всю экспозицию, в конце ждет огромная светящаяся инсталляция, которая в точности повторяет то, что сценограф Вадим Меллер в 1929 году сделал для мюзикла "Алло на хвилі 477!". С художником-авангардистом Вадимом Меллером Курбас поставил почти все свои спектакли. Меллер несколько лет жил и работал в Париже, дружил с Малевичем, Экстер, Кандинским, а в 1925 году стал первым художником русского происхождения, который получил золотую медаль на Выставке современного индустриального и декоративного искусства (или Ар-Деко) в Париже.
Тогда на выставке в Grand Palais, рассказывает Вирляна, европейцев поразило именно то, что Меллер сделал для киевского театра "Березіль". Его сложные конструкции мало напоминают стандартные театральные декорации – они больше похожи на скульптуры или инсталляции, а сегодня остаются супер актуальными и хорошо бы смотрелись в любом музее современного искусства. Тогда по политическим причинам ни Курбаса, ни актеров "Березоля" не пустили на выставку в Париж, но в "Мистецьком Арсенале" сегодня можно увидеть и почитать рецензии, которые писали после парижской выставки европейская пресса. Там сплошной восторг. Вирляна Ткач объясняет это просто: если современная театральная драматургия началась с Юджина О'Нила в 1910-х годах, то визуальный модернизм в театре – именно с "Березоля" и Курбаса.
Через дневники, эскизы, декорации и прочие документы на выставке легко считать, каким образованным и увлеченным человеком был Курбас. Театр был одним из многих его интересов, наряду с живописью ( он обожал Пикассо, Кандинского, Малевича), философией (Курбас закончил философский факультет Венского университета и зачитывался Фрейдом), кино (любил Эйзенштейна). А еще Курбас стал одним из первых режиссеров в мире, который начал использовать в театре мультимедиа. Кино на сцене для него стало самостоятельным медиа – оно не дополняло действие на сцене, а было самостоятельным героем – например, в спектаклях "Макбет" и "Джимми Хиггинс".
"Курбас понимал, что старый театр уже не работает, поэтому все время искал что-то новое", – говорит Вирляна Ткач. Этим "новым" для него стала пластика, движение, жест: актеры "Березоля" часами занимались физическими тренингами, и в итоге в некоторых их спектаклях пластика становилась отдельным рассказчиком. Движение – не обязательно танец, считал Курбас: в его спектакле "Газ", действие которого происходит на заводе, актеры используют движение, чтобы отобразить сцены взрыва на фабрике. На глазах зрителей толпа на сцене сначала превращается в машину, а потом – в энергию, газ, который взрывается со страшной силой.
Выставка "Курбас. Нові світи" будет работать в "Мистецьком Арсенале" до 2 декабря. К ней музей подготовил ряд событий, а также встреч и лекций. Так, музыку композитора Юлия Мейтуса, автора "Алло на хвилі 477", исполнит известный джазовый пианист Фима Чупахин. Также в рамках выставки пройдет мини-фестиваль KURBAS 10Х10 – десять украинских театров представят свои вариации на тему творчества Курбаса.
Фото: Юрий Яцкулич
Текст: Дарья Слободяник