Французская актриса Софи?Марсо ("Бум", "Шальная любовь", "Полиция", LOL) прочла книгу философа Венсана?Сеспедеса "Мужчина, объясненный женщинам" – и назначила автору встречу, чтобы поспорить о ней.
Фото: Mario Testino
Стиль: Sarajane Hoare
Шорты из хлопка, Ralph Lauren Collection
Венсан?Сеспедес: Как-то после конференции я готовился в своей библиотеке к круглому столу и неожиданно получил лаконичную СМС: "Добрый день. Софи?Марсо очень понравилась ваша книга "Мужчина, объясненный женщинам", и она хотела бы обменяться с вами мыслями на эту тему. Вы принимаете приглашение?" Если не считать далекое рождественское утро 20 лет назад, когда я обнаружил под елкой огромный настольный футбол, это, без сомнения, был лучший момент моей жизни. Поэтому прежде всего – спасибо.
В. С.: Очень хорошо. Зубы скрипели, нелюбимые разводились, любовники задумывались о браке.
С. М.: Сила идей...
В. С.: Эту книгу перевели даже на корейский. А чем она заинтересовала вас?
С. М.: Мужская сущность – тема парадоксальная: мы обсуждаем ее чуть ли не каждый день, но при этом в ней по-прежнему полно загадок. Мы стараемся понять эту философскую проблему сквозь призму наших маленьких личных историй. Вы вспомнили о Корее. Я часто путешествую, разговариваю с разными женщинами. Так вот в Азии они настолько не уверены в себе, что все время ждут от меня совета. Как будто я способна ответить на вопрос, что такое женственность. Но сама я пытаюсь найти ответ. Во всех уголках мира я констатирую драматическое расхождение между мужским и женским взглядом на мир, основанное на, как вы пишете в своей книге, "обмане".
В. С.: Скорее на превосходстве.
С. М.: Да, на превосходстве. Где бы вы ни оказались, мужчины занимают в обществе господствующую позицию, говоря: "Мы будем жить по нашим правилам, созданным для нашего удобства". В то же время женщины повсеместно недовольны мужчинами – за исключением немногих сторонниц патриархата. Это недовольство они выражают по-разному, в зависимости от культуры: во Франции – гордыней, в Японии – чувством вины.
В. С.: И что именно вызывает это недовольство?
С. М.: Мужская трусость. Страх, который испытывают многие мужчины, имея дело с независимыми и умными женщинами. Мужчин пугает перспектива иметь с ними одинаковые права, одинаковые возможности, одинаковые способности. Чтобы доказать свою мужественность, мужчины стремятся монополизировать все права, а на самом деле им страшно оказаться "не на высоте" и не стать героями. Все мужчины считают, что обязаны ими стать. Но где эти герои? Их нет.
В детстве я хотела быть мальчиком. Мой дед не принимал мою маму такой, какой она была, поэтому она утратила свою женственность. Она не хотела дочку, и хотя приняла меня как ребенка, мне все равно нельзя было быть "слишком девочкой". Поэтому, когда я была маленькой, я хотела быть Робин Гудом.
В. С.: Почему именно Робин Гудом?
С. М.: Этот персонаж мне казался абсолютно прекрасным – не только потому, что был стройным, элегантным, находчивым и имел сияющие глаза, но главным образом потому, что он воровал у богатых, чтобы дать бедным. А что нам демонстрирует всемирный кризис? Финансовые и правительственные скандалы между якобы всемогущими мужчинами, которые на самом деле думают лишь о личном обогащении. Анти Робин Гуды, которые воруют у бедных, чтобы дать богатым.
В. С.: Харизма этого героя – это то, что я называю "волной обаяния". Робин Гуд побуждает стать таким же, как он: искренним, умным, справедливым и благородным. Он не проявляет мужского шовинизма и игнорирует законы, которые ему навязывают.
С. М.: Он не боится ни своих эмоций...
В. С.: ...ни своих слабостей, ни свободы.
С. М.: Мне нравятся мужчины "не от мира сего" – мечтатели, путешественники, моряки. Те, которые живут в поэтическом измерении в полной гармонии с собой.
В. С.: Думаете, мужчины способны в большей мере наслаждаться жизнью, чем женщины?
С. М.: Если говорить о наслаждении властью и влиянием, то да. Они наслаждаются высокими должностями, успехами и достижениями. Что же касается человеческих отношений, то здесь женщины берут реванш: они наслаждаются жизнью намного больше.
Платье из кашемира, Jean?Colonna; атласные трусы, бюстгальтер из атласа, все –
La Perla
В. С.: Открыто, ежедневно, несмотря на все попытки мужского диктата?
С. М.: О да! Это я должна была так сказать. Друзья, встречи, мелкие радости, драмы и неприятности – мы, женщины, поколениями вырабатывали культуру открытости и общительности. Именно она делает нас способными радоваться просто так – в то время как мужчины испытывают только "полезную" радость.
В. С.: Можно сказать, что женщины ощущают жизнь более полно?
С. М.: Да, даже в страдании. Даже "раздраженные" и "вечно недовольные", мы находим радость в мелочах. Мы способны ощущать радость жизни от одного факта существования, здесь и сейчас. Мужчинам же всегда нужно больше – больше власти, больше денег, больше побед. Они ставят планку так высоко, что им надо стать суперменами, чтобы ее достичь.
В. С.: Стремясь к счастью в будущем, они упускают счастье в настоящем.
С. М.: И даже если они в конце концов к нему приходят, в глубине души у них поселяется некое разочарование, "потеря желания".
В. С.: Выбрав девиз "Все и сразу", мы получаем обратное: выходит, что на самом деле мы хотим как можно скорее избавиться от всех наших желаний, чтобы достичь "гарантированной" радости, которая не оставляет места переживаниям, воображению и соблазну.
С. М.: Я обожаю игру соблазна, когда остается место для фантазий, некая недосказанность. Когда фантазии становятся реальностью, они рассыпаются. Грустные мужчины, о которых вы говорите, имеют очень четкую картину того, чего они хотят. И как только они это получают, они теряют страсть, а взамен получают депрессию.
В. С.: Мы далеки от авантюристов, путешественников и моряков, которые вам так нравятся. Надо вернуть Робин Гуда.
С. М.: Я хочу сказать мужчинам: "Разговаривайте. Отдавайтесь. Будьте честны сами с собой". Цель – не быть любимым, но любить.
Тренч из габардина и хлопка, Burberry London; атласные трусы, бюстгальтер из атласа, все – La Perla
Фото: Mario Testino
Стиль: Sarajane Hoare
Прически: James Pecis
Макияж: Hannah Murray
Маникюр: Marian Newman
Ассистент стилиста: Manon Latil
Декорации: Jack Flanagan
Производство: Pascal Deplechin @ Paris Office