Ольга Фреймут ведет два больших проекта на телеканале "1+1" – "Инспектор Фреймут" и "Голос страны". Маша Цуканова провела с ней целый день и узнала, чем, кроме работы, живет телеведущая.
Фото: Dima Honcharov
Стиль: Julie Pelipas
Трикотажное боди, Litkovskaya
"Mеня никогда не брали читать новости: у меня проблемы со сценариями и телесуфлерами. Один раз я прочла с суфлера не "Сосо Павлиашвили", а "Коко Павлиашвили" – и всем все стало понятно", – рассказывает мне телеведущая Ольга Фреймут. Если бы мне нужно было написать о ней очерк в одно предложение, это было бы оно: здесь и ее знаменитая спонтанность, которая закрыла ей дорогу в новости, но прославила в развлекательном жанре; обескураживающая откровенность и умение смеяться над собой; и конечно – любовь к Коко Шанель.
Шанель – героиня Ольги и ее ролевая модель. Ее племянницу, например, сестра назвала Габриэль – в честь Ольгиной страсти. В этом году на свой 33-й день рождения Фреймут запланировала паломничество на могилу Шанель в Лозанне. "Она мне иногда снится, представляете? Мне кажется, что она меня как-то ведет по жизни. Возможно, я себе так намечтала, надумала, но кто бы от такого отказался?" И меня ранним утром январского четверга Фреймут встречает в маленьком черном платье, наглухо закрытом, почти монашеском, которое точно одобрила бы мадемуазель, – даром что на самом деле это Saint Laurent (одежда Chanel, вопреки всей ее любви, Ольге не нравится).
Фреймут редко ходит на светские приемы, поэтому мы с ней никогда раньше не встречались, но когда я захожу к ней домой, она обнимает меня, как старинную подругу, и рассыпается в извинениях: "Я так хотела купить цветов к завтраку и все приготовить, но мы вчера снимали "Голос страны" до двух часов ночи, поэтому я все проспала и ничего не успела". На экране Ольга – железная леди, бойкая и уверенная в себе, а тут меня встречает совсем другая девушка: немного застенчивая и очень нежная, чем-то неуловимо похожая на молодую Ким Бесинджер. "Я сейчас буду с вами очень искренней и не буду рассказывать лучше, чем есть на самом деле, а если я стану совсем уж беззащитной, вы меня спасите".
Она живет на Контрактовой площади, потому что в юности несколько лет провела в Лондоне и до сих пор его очень любит, а Подол напоминает ей о нем ("Тут даже рестораны открываются такие же, как в Англии, – "Можжевельник", например"). У Фреймут потрясающе красивая квартира: полы и мебель из светлого дерева, стены сложных припыленных оттенков – как кофе с молоком и выгоревшая лаванда, – картины, которые она привозит из поездок и ее смешные портреты в образе "монашки в бегах", снятые для "Теленедели". Продумана каждая мелочь, ничего не сделано "абы как": даже подоконники – из натурального дерева, и батареи прикрыты резными решетками.
Топ, жакет, брюки из полированного хлопка, туфли, все – Litkovskaya
Платье из хлопка, Delpozo; брюки, Litkovskaya
С квартирой – типично славянская история: не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда шел ремонт, архитектор взял у Фреймут деньги на мебель – и скрылся. Ольге пришлось все доделывать самой, и сейчас, хотя из-за денег и обмана ей все еще очень обидно, она довольна: дом отражает ее вкус и характер.
В то же время дизайн – воспитательный элемент для Златы, ее девятилетней дочки от британского банкира Нила Митчелла. Злата – поклонница Аврил Лавин, поэтому потребовала себе в детскую ударную установку и выкрасила стены в черный – а теперь сама же боится у себя спать и ходит ночевать в комнату к маме. Перекрасить стены в яркий цвет – вопрос одного дня, но Фреймут не торопится: учит Злату, что нужно нести ответственность за свой выбор, пусть даже неудачный.
Вопросы стиля – постоянная тема в семье Фреймут. Ольга жалуется: "Злата своеобразно одевается, хотя я привожу ей много красивых вещей. В Вене я ей купила пальто Dior, а она сказала, что не будет это носить: это пальто "как у бабы Юли". Шотландский бренд Rebel, детские вещи Stella McCartney и штанишки Chloé – это она еще может надеть, но вообще обожает H&M. Мне очень жаль, что Злата не леди".
Перфорированное платье из кожи, Litkovskaya
Хотя, пожалуй, попытки привить женственный вкус в архитектуре и одежде – единственное, в чем Ольга направляет Злату. Во всем остальном девочка получила от матери полный карт-бланш. Она сама делает уроки, сама готовит себе еду, сама на поезде едет во Львов на каникулы, и еще следит, чтобы мать вовремя приняла лекарства и витамины. "Да какая я мама? Я разве что подруга. Но она мой смысл жизни".
Как только появляется перерыв в работе, Ольга тут же отправляется куда-нибудь с дочерью: "Я считала, сколько стран мы объехали за этот год. Даже не заметила, как между съемками мы побывали в Шотландии, два раза – во Франции, в Италии, Дубае, в Греции. Мы много путешествуем, и в этом году хотим полететь в Лос-Анджелес – это Златина мечта".
У Златы ударная установка в спальне, а у Ольги – белое фортепиано на кухне. Вокруг него сооружен стеллаж специально для кофейных чашек, которые она привозит из отелей. Кофейные чашки и сам кофе – ее пунктик. Вопрос "Хотите кофе?" за день, проведенный с Фреймут, я услышала раз десять. Пока я рассматриваю чашки и любуюсь видом на колоритный подольский дворик, Ольга готовит завтрак: насыпает в чашки свежие ягоды, режет папайю и ставит на стол органический йогурт.
Наш разговор начинается с еды, но быстро упирается в работу: Ольга трудоголик, и телевидение – ее главная страсть. С самого первого "Ревизора" телеведущую "раздражает отворачивание от проблемы". Начиная вести эту программу, больше всего Фреймут боялась, что получится пустопорожняя реклама, поэтому в первом же заведении отправилась искать правду – грязь в мужском туалете, антисанитарию на кухне и жвачки под столами. Иммунитета к хамству и агрессии у нее тогда и близко не было, но снимать иначе она не хотела. Ее легендарные скандалы с администраторами, залезания в рестораны через окна – все из желания докопаться до сути.
"Мои программы – зеркало общества. Я хочу, чтобы люди начали думать. Если наша нация будет стадом, мы не вырулим. Толпа – это самое страшное: ею легко манипулировать. Если мой зритель научится думать и трезво оценивать ситуацию, тогда он сможет построить страну, в которой захочется жить. Я не могу быть счастлива, когда вокруг несчастные, закомплексованные, недолюбленные и запуганные люди".
С 2011 по 2014 год Ольга вела "Ревизор" на "Новом канале", в прошлом году перешла на "1+1", где делает программу "Инспектор Фреймут": за пять лет, проверяя рестораны, она повзрослела, выросла как профессионал – и воспитала свою аудиторию. В прошлом сезоне у нее было много социальных программ, например об АТО и НАТО или об одинокой старушке-поварихе из Харькова, – и скоро их будет еще больше. Ольга и ее команда устраивают ревизию магазинам, школам, отелям, бюро ритуальных услуг, продавцам горящих путевок и салонам красоты.
Фреймут признается, что не стремится вести общенациональные шоу с рекордными рейтингами: ей интереснее камерные проекты "со смыслом" для аудитории с развитым вкусом – а таких зрителей никогда не бывает много. На этом фоне удивительным кажется ее участие в масштабном и форматном "Голосе страны" – в прошлом году она вела "Голос страны. Перезагрузку" и этой весной опять ведет новый сезон проекта. "Я вообще удивляюсь, как мне "плюсы" доверили "Голос…". Я же веду неформатно, без сценария. Я им такого балагана наделала! Ну, как-то терпят. Я не ведущая большой сцены, это точно. Но так решило руководство. И это престижный пункт моей биографии".
После завтрака мы садимся в Ольгин белый Range Rover и едем на стрейчинг – аж на левый берег, в студию Open Art Studio. Фреймут не любит рутинные занятия спортом, поэтому ради тренера, с которой ей наконец комфортно, готова потерпеть некоторые неудобства: и то, что зал далеко, и то, что он совсем не роскошный. Ольга переодевается в лосины с принтом и фиалковую маечку – и из тургеневской барышни превращается в девочку-подростка. Она такая миниатюрная, худенькая и хрупкая, что, глядя на ее фигуру, я не дала бы ей больше 14 лет. Пробежка, прыжки, работа с собственным весом, растяжка – Ольгина программа на сегодня.
У Фреймут очень спортивные родители: отец – футболист, мама – мастер спорта по плаванию ("она с детства учила втягивать живот, и поэтому у меня тонкая талия"). Но Ольге страсть к серьезному спорту не передалась. Ее виды спорта – те, которыми заниматься весело: летом – велосипед, зимой – коньки и лыжи. О последних она говорит взахлеб: "Я так рада, что лыжи – наша со Златой общая страсть. Я катаюсь на лыжах 4-5 раз в год, знаю все лыжные курорты. Мне нравится все – лыжная культура, кухня, лыжная тусовка. А самое лучшее место для меня – Санкт-Мориц, любимый зимний курорт Коко Шанель".
Из ухода за кожей и косметических процедур она культа тоже не делает: пользуется только самым лучшим – кремами Cellcosmet, волосы доверяет исключительно Игорю Ломову (возможно, самому авторитетному из украинских парикмахеров), раз в год делает ревитализацию – но это все, никаких пластических операций, никакого ботокса. Она намерена стареть естественно и вводить моду на взрослые лица на телевидении.
Мы едем обедать, Ольга везет меня в органический ресторан Glossary. Для нее еда в городе – тонкий момент. С одной стороны, она ведущая программы о ресторанах и ей хочется проверить новые места, а с другой – встреча со сферой обслуживания для нее всегда показательное выступление, даже когда она без камеры. "Каждый шаг и у меня, и у команды очень продуманный. Те, кто работают в "Инспекторе…", обязаны вести себя соответственно, потому что мы должны быть образцами. Нашему продюсеру и руководителю всей съемочной группы Анне Пагаве приходится подолгу собеседовать людей и обучать их определенным манерам общения и действий, чтобы те соответствовали этому эталону. За каждым нашим шагом следят. После меня горничные с интересом заходят в номер, смотрят, как там у Фреймут в ванной, застелила ли она за собой постель, нету ли бутылочки из-под вина случайно, – я все время живу как робот". В ресторанах она вынуждена вести себя на отлично – быть предельно вежливой с персоналом, есть только здоровую еду. "И уже сама себя так натренировала, что оливье и не хочется".
Фреймут говорит, что в Glossary ей дышится легче: здесь ее знают уже много лет и "не обращают на нее внимания" (хотя это, конечно, неправда: когда мы уходим, персонал выстраивается по стойке смирно, нам вручают подарки и торжественно просят приходить еще). Ольга выбирает суп и рыбу. "Я питаюсь правильно. Однажды мужчина, которого я люблю, сказал, что нужно есть то, с чем ты себя ассоциируешь. Хочешь быть сарделькой – ешь сардельку. Это засело в голове, и я начала есть красиво".
В Украине совсем немного ресторанов, которые ей по-настоящему нравятся. Кондитерская "Волконский" и лобби-бар в "Премьер Паласе", воскресные бранчи в Hyatt (хотя у них проблемы с вытяжками), десерты в "Любимом дяде". Ей очень нравятся "Мыши Бляхера" в Днепропетровске, особенно вальяжный официант с бессменным карандашом за ухом, который может запросто присесть за стол к гостям. Но любимые рестораны Фреймут – в Одессе: например, новая кондитерская Cannoli, где десерты такие красивые, "словно пластмассовые".
Несколько "вкусных" ресторанов Ольга разлюбила, когда увидела там тараканов. "Вообще тараканы и мыши на меня сами выбегают. Надо мной уже даже смеются. Мы однажды проверяли заведение "У сестер" по дороге на Харьков. Первое: в тот день были похороны бабушки – хозяйки этого ресторана, которая очень меня ждала и так и не дождалась. Вторая мистика: у них есть кошка Наташка, и она прямо на съемку принесла в зубах мышку. Вы не представляете выражений лиц администраторов. Та мышка пошла во все анонсы".
Открывать свое место Фреймут не хочет: знает, что ему пришлось бы посвятить жизнь, и боится не справиться – но очень рада, что у ее дочери проскакивают настроения иметь когда-нибудь свой ресторан. А еще Ольге не хватает в Украине заведения формата fine dining, с высокими окнами и скатертями на столах, – "ресторана, в котором можно признаться в любви".
Фреймут часто возвращается к теме любви. В Лондоне она жила с британцем Нилом Митчеллом, но решила расстаться с ним и вернуться в Украину. Здесь у нее случился роман с Александром Ракоедом, главным режиссером "5-го канала", где она тогда работала, – и они поженились. Но с ним Ольга тоже рассталась. Она рассказывает, что была любовницей женатого мужчины. "Я откровенно говорю об этом, потому что не стесняюсь. Разве любовь – грех? Но больше я не хочу. Я решила уйти из этих отношений, потому что устала жить чьей-то двойной жизнью. Унизительно даже не то, что тебе изменяют, – унизительно жить по чужому сценарию".
"А с другой стороны, это очень полезно – быть свободной. Со всеми мужчинами, которых я любила, у нас была договоренность, что я сама зарабатываю свои деньги, и в этой невидимой конкуренции я научилась много зарабатывать. От мужчины, который был со мной, я никогда материально не зависела, сама себе купила две квартиры – в Киеве и Львове. Я благодарна судьбе за это".
Меховая жилетка, пояс, все – Vionnet; замшевые сапоги, Max Mara
Сейчас Ольга Фреймут мечтает о настоящей семье и еще одном ребенке – сыне. Для Златы она всегда была мамой-подругой, и теперь ей очень хочется стать мамой-мамой. Эту зиму она называет самой плаксивой в своей жизни: ей было одиноко и страшно, что уже слишком поздно выходить замуж. В конце концов она позвонила астрологу, и та сказала, что сейчас умерла старая Ольга Фреймут и появилась новая, у которой формируются новые ориентиры. А пока она ждет новой любви, ее чувства достаются родителям, бабушке с дедушкой, брату и сестре, с которыми они очень близки, и племяннице.
Рядышком с Glossary – интерьерный салон Pavilion Flamant, куда после обеда мы идем выбирать подарок для генерального директора "1+1" Александра Ткаченко: вечером Ольга Фреймут приглашена на его день рождения. В магазине Ольгу встречают как старинную знакомую: это здесь она выбирала себе мебель, когда сбежал ее декоратор. Фреймут выбирает переносной плетеный столик-трансформер, верхушку которого можно снять и использовать в качестве подноса – полезная штука, которая приживется в любом интерьере.
– Вы сегодня не первая, кто выбирает подарок на этот день рождения, – замечает продавец.
– Но мой лучше?
– Да, ваш лучше!
Теперь мы едем в офис "1+1". Очень удобно: он тоже на Подоле, недалеко от Ольгиного дома. У Фреймут масса дел. Нужно встретиться с продюсером проекта Анной Пагавой, провести собеседование для нового проекта и планерку для нового сезона "Инспектора Фреймут". "Когда в мою команду пришла Пагава, я забыла о любых беспокойствах насчет персонала и вообще – об организационных вопросах, – Ольга знакомит с важным человеком в своем проекте. – Она отличный менеджер: несмотря на юный возраст, ее уважают и ценят. Она для всех, как и для меня, – беспрекословный авторитет. Не представляю наш проект без нее!". Планерка отнимает больше всего времени и энергии: тайного агента программы не берут на работу в нужный салон красоты; британский эксперт не хочет приезжать в Украину; непонятно, с какой школой договариваться о съемках в Германии; нужная для сюжета туристическая поездка длится в три раза дольше, чем позволяет график, – по всем этим вопросам Ольге нужно сказать свое мнение.
В прошлом году она вместе со своим незаменимым продюсером Анной Пагавой перешла с "Нового канала" на "1+1" и неожиданно для себя приобрела множество полезных навыков. Еще на прошлой работе она учила операторов выставлять свет, а монтажеров – монтировать, а тут, когда из-за смены канала у Ольги почти распалась команда, ей пришлось полностью взять на себя ответственность за "Инспектора Фреймут". "Эта история показала, что я могу быть хорошим редактором и креативным продюсером. Я крутой редактор: четко вижу и знаю, чего хочу, и тогда команде легче. Я могу отредактировать программу и сделать ее целостной. У меня есть вкус. А вот продюсером я была б ужасным: я бы всем платила зарплату наперед и быстро бы обанкротилась. Хорошо, что эти и другие производственные моменты от отбора команды до выдачи качественного эпизода в эфир взяла на себя мой продюсер Анна Пагава. Мне всегда кажется, что все мало зарабатывают, хотя в нашей команде те, кто со мной, зарабатывают хорошо – это мой принцип".
Хорошие новости – то, что Фреймут не уходит в креативные продюсеры, а остается на экране. О том, что она ведет программы без сценария и без режиссера, знают немногие – и догадаться об этом довольно сложно. А вот ее поразительная откровенность, порой шокирующая, заметна каждому, кто видит Ольгу на экране. Она рассказывает в эфире о своих родителях, дочери, дедушках и бабушках, друзьях, бывших возлюбленных и о себе. Это я-журналистика – в Европе и Америке большинство звездных журналистов в глянце и на телевидении работают именно так, но для Украины это новинка.
Я спрашиваю у Ольги, откуда это – с факультета международной журналистики лондонского Сити-университета, где она училась? "Нет, нас учили совсем по-другому, мы просто писали новости", – говорит она. Но Лондон все же повлиял на ее авторский стиль. Во-первых, Фреймут терпеть не могла, как скрытно и формально ведут себя британцы с незнакомыми людьми, особенно если это люди вроде Ольги – бедной студентки из Украины. И она назло решила вести себя иначе – подчеркнуто открыто и откровенно. Во-вторых, она читала местные журналы, и ей нравилось, как авторы преподносят информацию через личный опыт, как легко говорят о собственных болезнях и проблемах.
И наконец, уже в Киеве, когда Ольга вернулась из Британии и вела на "Новом канале" "Подъем" с Александром Педаном и Сергеем Притулой, в какой-то момент режиссер отобрала у них сценарии и велела импровизировать. Им ничего не оставалось, кроме как заговорить о себе, – в кадре тут же появилась "химия", и шоу стало таким успешным, что и Фреймут, и Притула до сих пор хранят верность найденному тогда подходу.
Еще одна особенность, отличающая Ольгу Фреймут от остальных ведущих, – богатейшая образная речь. Кажется, Господь собирал эту ведущую по формуле "Остап Вишня носит Prada". Вот, например, ее цитаты из сюжета о львовской "Крыйивке": "Что это за кость валяется? Нет на нее Тузика", "Как в сказке: налево пойдешь – счастье найдешь, направо пойдешь – терзанья найдешь: справа – продукты с этикетками, слева – какие-то объедки", "Это косы русалки? Ах, это баранья кишка!", "Какой-то Дэмиен Херст" (о замороженных продуктах), "Ваша кровянка воняла так, как будто свинья не чистила зубы". Конечно, это дар. Но Фреймут и не ленится. Ее зарядка для языка – украинская музыка: Владимир Ивасюк, Квитка Цисык, Святослав Вакарчук, и чтение: Андерсен, Уайльд, Пастернак, из украинских – Мария Матиос и Лина Костенко.
И наконец, опыт научил ее отступать в тень и уступать место в кадре своим героям. "Иногда попадается хам. В первом сезоне я сразу вступала в спор и хамила в ответ, а потом посмотрела на себя и увидела, что хаму нужно дать пространство: пусть он хамит – я тем временем стою и хладнокровно улыбаюсь". Так ее программы приобрели объем, характер и стали тем, чем она их задумывала, – зеркалом общества.
Планерка "Инспектора Фреймут" завершается сама собой, потому что многие ведущие и продюсеры "1+1" в этот вечер едут на день рождения к Александру Ткаченко. Ольга спешит: ей нужно переодеться. Она не хочет ехать на праздник в будничной одежде – черном платье Saint Laurent, пальто Prada, в ботинках и с сумкой Chanel. Фреймут крайне скрупулезна в вопросах стиля – и в жизни, и на работе.
Платье, A. F. Vandevorst; туфли, Litkovskaya
Еще в детстве, в деревне Новый Роздол Львовской области, где модным считалось "такое же, как у одноклассницы", она бунтовала против местных вкусов. Вместо того чтобы идти, как все, за покупками на базар, надевала бабушкины платья и заказывала одежду у портных. Многому научилась в студенческие годы в Лондоне: у щеголя-мужа, который раскладывал сорочки по градиенту – от светлого к темному, а на завтрак в воскресенье выходил торжественно одетым; и у простых британок, которые, как никто, умеют носить многослойные ансамбли и даже в крайней бедности выглядят экстравагантно.
Стиль Ольги Фреймут сейчас – базовые вещи в серо-черной гамме. Обувь – Chanel и Saint Laurent, одежда – Saint Laurent и Prada. А еще ей много шьют дизайнеры марки LUVI – они сейчас ее стилисты. Раньше работала с Артемом Климчуком: все эти строгие костюмы, в которых она ведет "Голос страны", – его придумка. Но потом Ольге захотелось женственности, и они с Артемом сделали паузу. Большинство вещей, в которых она снимается, – ее собственные. Это большие траты, но ей так спокойнее. В "Инспекторе…" она ломает много правил: появляется в кадре в антителевизионных серых и черных цветах, заходит на кухни на шпильках в экстравагантных нарядах – одевается против правил, как и режиссирует и ведет свои программы.
На день рождения Ткаченко в ресторан "Клюква и брюква" в этот вечер Ольга надевает другое платье Saint Laurent – более нарядное. Здесь мы расстаемся. На прощание она улыбается: "В свое время, когда меня спрашивали о моих планах на будущее и я размышляла, что может быть лучше, чем работа ведущей на телевидении, – я всем отвечала, что лучше может быть только работа в Vogue".
Фото: Dima Honcharov
Стиль: Julie Pelipas
Прически: Igor Lomov
Макияж: Nata Strilchuk
Ассистент фотографа: Dmitriy Andruhov
Ассистент стилиста: Olga Zhyzhko
Производство: Valentina Tarkovskaya
Мебель для съемки предоставлена салоном ligne roset и шоу-румом "Проект 900" /Искусство личного комфорта/