Журнал: интервью с Марьяной Головко

28 февраля в Киеве покажут новую оперу Влада Троицкого "Кориолан". С ее главной звездой – певицей Марьяной Головко – встретилась Валентина Клименко

Фото: Philip Vlasov

Стиль: Olga Yanul


Бюстье из вискозы и кружева, платье из шелка, все – Loznevaya; туфли из кожи, Dior

В лад Троицкий родил новую оперу – "Кориолан", "Кориолан" родил новую звезду – Марьяну Головко. До этого она была сокровищем "для своих". Время от времени по сарафанному радио доходили сигналы от киевских меломанов: ах, Марьяна Головко, как она поет романсы, какой у нее дуэт с Димой Келли из Champagne Morning, какая она крутая в джазе. О’кей, говорила я, она хороша, она пела в парижской мэрии, но в чем она лучшая, где ее репертуар, где афиши концертов, на которые я могу пойти?

"Это, наверное, самый актуальный вопрос, который вы могли задать, – радостно кивает Марьяна, заказывая имбирно-облепиховый чай. – Я все еще не могу определиться, выбрать один жанр и целеустремленно двигаться вперед. Природе моего голоса больше всего соответствует академическая музыка, но при этом воспитана я на джазе, а также на эстрадной, бардовской, церковной музыке. У меня такая эклектика в голове!"

Я помню дождливый ноябрьский вечер и огромную очередь у Дворца культуры КПИ: все шли на премьеру "Кориолана" в формате новой оперы, то есть оперы без строгих правил и чопорных традиций. У Троицкого получилась украинская версия с налетом матриархата, а главной звездой спектакля была Марьяна Головко. И это несмотря на то, что ее героиня – Виргилия, жена Кориолана, – в оригинальной пьесе произносит от силы 20 реплик. "Ее муж – военный, большой человек в Риме. А она всего лишь его жена, всего лишь его душа, всего лишь родила сына. У нее очень маленькая роль: молиться, плакать, ждать", – говорит Головко.

Марьяна в спектакле харизматична, артистична, одинаково блистательно исполняет и традиционные арии, и украинскую колыбельную, и сонет Шекспира, для которого сочинила музыку, и ирландскую народную песню XVIII века – вот где пригодилась ее универсальность. Кажется, только ради Головко стоило затевать новую оперу, а на деле миниатюрная брюнетка с распахнутыми глазами оказалась в команде Троицкого более чем случайно: ее подруга, пианистка-клавесинистка Юлия Ваш сказала, что пять голосов Троицкий уже нашел, но неплохо бы еще добавить сопрано – можно попробоваться.

"Когда я пришла на репетицию, знала только, что Кориолана поет Антон Литвинов. Другие роли не распределялись. Они на нас сели, как одежда: ты чувствуешь, что это платье твое, – и все. У нас фантастическая команда, мы очень полюбили другу друга. А композитор и аранжировщик Антон Байбаков, я считаю, – это феномен, светлое будущее Украины. Хотя не надо, чтобы его все знали: пусть о нем знают только изысканные, утонченные, внимательные слушатели. Я считаю, что есть искусство массовое, а есть вещи, которые просто не могут нравиться всем, они не созданы для этого, они могут проникнуть только в открытые сердца".

С весны прошлого года Марьяна начала "работу над слушателями" – на радио "Аристократы" у нее авторская программа "Клуб благородных певиц". Когда слушаешь программу, кажется, что Головко знает о музыке больше десятка музыкальных критиков. "Кроме того, что этот проект образовательный – и для взрослых, и для детей, – я в нем самообразовываюсь, – открывает карты Головко. – Сейчас у меня весь плей-лист в Этте Джеймс, я восхищаюсь Аретой Франклин, я снова влюблена в Билли Холидей, хотя раньше больше фанатела от Фицджеральд. Папа меня познакомил с бразильской музыкой". Кстати, отец Марьяны пишет сценарии для "Клуба благородных певиц", а брат сидит за пультом, и иногда они ругаются между собой – из-за последовательности песен, например.

В шесть лет Марьяна хотела петь и быть актрисой – то есть Людмилой Гурченко, до сих пор в ее плеере первую позицию делят Queen и Beatles, а Эдит Пиаф, которая в маленьком черном платье два часа поет у микрофона без всяких спецэффектов – для Марьяны самое волшебное зрелище. Точно, она – олдскульная девушка, которая вместо "спокойной ночи" постит по вечерам в "Фейсбуке" стихи Бродского. Свои тоже имеются – на stihi.ru. "Я романтична однозначно. И вы правильно заметили: действительно не из века сего, – соглашается Головко. – Но мне ближе не Наташа Ростова, а советская романтика 1960-х, когда творил Микаэл Таривердиев".


Топ из вискозы и кожи, Valery Kovalska

Хотя окончила Марьяна неромантичный нархоз по специальности "фондовый рынок" и шесть лет работала в инвестиционных компаниях, во внеурочное время она постоянно пела. "Папа у меня музыкант, который потом стал финансистом, а я финансист, который стал музыкантом".

Кажется, ее главное хобби, кроме вышивания, – проверять себя на слабо. В год, когда Марьяна Головко не поступила в Киевскую консерваторию ("мой голос сочли слишком пионерским"), она поехала в Финляндию на вокальный конкурс и заняла там первое место. И все время с упорством мазохиста прослушивалась у консерваторских педагогов. Один раз отец взял ее на корпоратив, где выступал Зураб Соткилава. Послушав, как она поет, темпераментный грузинский певец сказал: "Давай искать папу, я тебя в Москву забираю". Он написал ей приятные слова в блокноте и порекомендовал поступать в консерваторию. Но это был второй курс нархоза, папа к такому повороту не был готов, и Марьяна тоже. "Прежде чем войти в музыку как в профессию, я очень долго себя тестировала. Мне нужны были критически настроенные люди, которые сказали бы, есть ли в этом смысл, буду ли я полезна в этой сфере". Чтобы закрыть гештальт с неудачным поступлением в консерваторию, поступила в пединститут имени Драгоманова на музыкального педагога – и теперь не только занята музыкальными проектами, но и преподает на родном факультете.

"Мне повезло с окружением, – считает Марьяна, – вокруг меня отличные музыканты, и они честны со мной: по голове никто не гладит, нормально так чихвостят. Поэтому не расслабляешься, все время в тонусе". Так же можно комплексы заработать, говорю. "Судьба – она правильная, ее не обманешь. Если человек талантливый, если у него действительно хороший голос, он будет петь. У меня – судьба..."

Смешно, но даже свою машину – Suzuki Grand Vitara – Марьяна выбрала не потому, что она цвета "брызги шампанского", а потому, что дисковод мог проигрывать максимальное количество дисков – шесть.

Вокруг нее одна только музыка, в разных форматах: камерные концерты под рояль, собственные песни в тандеме с гитаристом Валерием Кошманом, преподавание в пединституте, теперь – "Кориолан" и увлечение новой академической музыкой. У Марьяны и ее партнеров Ольги Неки и Светланы Беляевой есть собственная вокальная школа Vocal Workshop. Там и участники "Голоса страны", и поп-звездочки вокал подтягивают, а к Новому году любой желающий мог купить подарочный сертификат на занятие вокалом. "Я давно мечтаю, чтобы в Украине музыкальное образование слегка видоизменилось. Хотелось бы здесь создавать новую музыкальную многовекторную платформу, свой Berklee College of Musiс".

Она сравнивает силу и влияние голоса с теорией воды: звук тоже передает информацию, в каждой ноте есть "я" исполнителя, поэтому на певцах лежит огромная ответственность за общий уровень сознания людей, считает Марьяна. "Мне кажется, что основное для любого человека (неважно, поет он или танцует) – во имя чего он это делает. Хорошо, если во имя огромной любви к музыке, к Богу, если есть понимание, что Вселенная, Господь дали мне этот талант и я могу его использовать, чтобы что-то донести до людей".

В ближайшее время Марьяна хочет донести до зрителей совместный с фронтменом Champagne Morning Димой Келли альбом (кстати, первый для 31-летней певицы). Марьяна и Дима – единомышленники, оба выросли на Beatles, оба любят брит-поп, и оба считают, что этот альбом, ассоциирующийся с кабриолетом, в котором веселые молодые люди пьют шампанское, был совершенно неуместен в драматичном 2014 году. Но в 2015-м есть надежда.

"Прежде чем войти в музыку как в профессию, я очень долго себя тестировала"

После "Кориолана" у Марьяны период загадывания новых желаний. На вопрос о мечтах она не задумываясь выпаливает: "Я бы хотела дочку". А из "прикладных" – сделать программу с оркестром из кроссоверов, поучаствовать в каком-нибудь музыкальном проекте на Abbey Road, поработать со Стингом, или Полом Маккартни, или с биг-бендом Марии Шнайдер. "Мне не хочется уезжать из страны, не хочется, чтобы газеты написали: Марьяна работает за рубежом с такими-то крутыми ребятами. Я хочу их мэтров привезти сюда и делать большие проекты тут, чтобы наши музыканты играли, чтобы все это было нашим. Может, мне и удастся".

Фото: Philip Vlasov

Стиль: Olga Yanul

Прически: Andrey Yablonskiy

Макияж: Marusya Zadoroznhaya

Ассистент стилиста: Olga Zhyzhko

Популярное на VOGUE