Журнал: интервью с Бенедиктом Камбербэтчем

"Игра в имитацию" принесла Бенедикту Камбербэтчу номинацию на "Оскар", но его внимание уже приковано к новым, еще более сложным проектам. С актером встретился Джон Пауэрс

Фото: Mario Testino

"Я действительно люблю свою работу, – произносит Бенедикт Камбербэтч своим фирменным баритоном. – Люблю съемочные площадки, съемочные группы, сцену, зрителей".


Кожаная куртка, Belstaff; майка из хлопка, Calvin Klein Underwear; джинсы, Love Moschino; фетровая шляпа, Agnès B

38-летний актер – словно луч солнца посреди унылого, промозглого лондонского дня. Сегодня редкий для него выходной: Камбербэтч занят на съемках в сериале канала Би-би-си "Пустая корона" (The Hollow Crown), где играет одну из главных ролей – Ричарда III.

Он уже успел вернуться с утренней пробежки по парку Хэмпстед-Хит ("Люблю зелень деревьев и запах костра") и сейчас, вольготно устроившись, в сером вязаном свитере и бордовых джинсах, приступает к обеду, состоящему из "Кровавой Мэри" и запеченной в специях свиной грудинки (несмотря на данную себе клятву избегать продуктов с холестерином).

Сейчас его время. На "Оскар" номинировали "Игру в имитацию" в целом и его самого в частности: Камбербэтч проникновенно, с тонким юмором сыграл Алана Тьюринга и претендовал на приз за лучшую мужскую роль. Несмотря на то, что "Оскар" достался не му, Камбербэтч нынче нарасхват. Сейчас снимается в криминальной драме "Черная месса" вместе с Джонни Деппом. Параллельно участвует в съемках нового сезона "Шерлока". А летом театралов ждет премьера "Гамлета" на сцене театра Barbican с Камбербэтчем в главной роли, уже ставшая самой популярной постановкой в истории Лондона: 100 тысяч билетов разлетелись за считаные минуты.

Мегапопулярный Шерлок превратил Камбербэтча в мировой секс-символ нового образца, чью сексуальную притягательность определяет интеллект. На премьере "Игры в имитацию" в Торонто и Лондоне его встречали сотни обезумевших девушек и женщин с собственноручно нарисованными портретами кумира в руках. "Такого женского обожания я не помню со времен Орландо Блума, – удивляется Кира Найтли, с которой Камбербэтч очень дружен. – Такой истерии я не ожидала, но это чудесно".

Найтли снималась с Камбербэтчем в "Игре в имитацию", а сдружились они летом на съемках "Искупления". Их сблизила любовь к кулинарии и живой музыке, которую они обнаружили, поселившись в одном большом коттедже. Влечение актеров друг к другу на экране видно невооруженным глазом. "Все потому, что мы друзья, – объясняет Камбербэтч, – и понимаем друг друга с полуслова. Поэтому играть наши совместные сцены было настоящим наслаждением".


В фильме "Игра в имитацию", 2014

История, описанная в "Игре в имитацию", произошла 70 лет назад, но до сих пор не утратила своей актуальности. Шифровальное оборудование, названное "машиной Тьюринга", стало прообразом современного компьютера. "Алгоритмы, придуманные Аланом во время войны, до сих пор используют в поисковике Google", – говорит Камбербэтч. Однако пронзительную глубину картине сообщила трагическая судьба этого благородного, но одинокого человека. Его работа на войне была засекречена, и общественность так и не узнала о его героическом труде. Более того, Тьюринга, никогда не скрывавшего свою гомосексуальность и в наше время ставшего гей-иконой, за сексуальную ориентацию преследовала полиция.

"Я счел своей обязанностью рассказать его истинную историю, – говорит Камбербэтч. – Лицо Алана должно быть на банкнотах и почтовых марках рядом с портретами Дарвина и Ньютона. О нем должны написать во всех учебниках истории и математики".

Высокий лоб интеллектуала, мягкий рот и подбородок – он идеальный "безумный ученый" (Шерлок, Стивен Хокинг, Джулиан Ассанж). "Я хотел, чтобы эту роль сыграл Бенедикт еще до того, как он обрел мировую известность, – вспоминает режиссер Мортен Тильдум. – Этот актер – перфекционист: только на поиски голоса у нас ушла уйма времени. Я знал, что он сможет раскрыть самую суть Алана Тьюринга, его ранимость и высокомерие".

Только при личном знакомстве можно в полной мере оценить талант Камбербэтча: в нем нет ни капли высокомерия или ранимости. Он кажется гораздо моложе, чем на экране. Детская ребячливость актера несколько противоречит его экранному амплуа утонченного интеллектуала, но сводит с ума поклонниц. Его речь – шквал эмоциональных высказываний. "Вот это я болтаю", – говорит он, когда я для проверки прокручиваю назад запись нашей беседы. Он весь лучится невинной, изумленной радостью, когда рассказывает о том "блаженстве", которое испытал, общаясь с Деппом: "Мы скрутили по сигаретке, сидели и просто говорили, говорили, говорили. Он стал для меня другом. Только подумать: Джонни Депп – мой друг!"


В фильме "Шпион, выйди вон!", 2011

Впрочем, до прихода мировой славы он уже десять лет был вполне состоявшимся актером. В 2001 году Бенедикта номинировали на премию за его первую театральную работу. До того как "Шерлок" стал телехитом, актер успел сняться в роли Стивена Хокинга в одноименном фильме Би-би-си и принять участие в таких серьезных кинопроектах, как "Боевой конь", "Шпион, выйди вон!" и "12 лет рабства".


В фильме "12 лет рабства", 2013

"Все вокруг твердили, что ему суждено стать кумиром миллионов, – вспоминает один из авторов "Шерлока" Стивен Моффат, – и мне кажется, Бенедикт начал понемногу терять терпение, ожидая, когда же это случится".

Слава нашла его в 2010 году, когда вышел первый сезон "Шерлока". Актер и роль слились воедино на каком-то мистическом уровне. Камбербэтч мгновенно стал ассоциироваться с неотразимым героем, который умудряется оставить в дураках всех (в особенности полицию) – и при этом всегда остается правым.

"Продюсеры Би-би-си одобрили выбор актера с небольшой оговоркой, – рассказывает Моффат. – "А достаточно ли он сексуален? Ты нам обещал горячего Холмса". В то время никому и в голову не пришло бы назвать его сексуальным, даже самому Бенедикту, – смеется он. – Кто же знал, что в Китае он станет секс-символом?" Моффат не шутит: "Во время моей недавней поездки по Азии, где в Китае, например, Шерлоку дали прозвище Curly Fu (Кудряшка Шерлок), меня все время спрашивали, не знаком ли я с Бенедиктом Камбербэтчем, – с таким же благоговением, с каким в конце 1960-х говорили о Мике Джаггере".

Камбербэтчу приятно такое обожание ("Я в восторге"), хоть и не всегда оно кажется разумным. Некоторые просят его подписать фотографию выдры, на которую, по их мнению, он похож. "Весьма оскорбительно по отношению к этому замечательному зверьку, живущему в лесных реках", – сухо говорит он. Но есть и те, кто просто тает в его присутствии. "Парни говорят мне: "Моя девушка без ума от вас". – "Мои соболезнования", – отвечаю я", – смеется актер с притворным сочувствием.

Поклонники побаиваются, что сериал однажды наскучит ему и он решит уйти, но Камбербэтч слишком умен, чтобы заглядывать в зубы дареному коню, которого он к тому же искренне любит. "Если нам удастся сохранить качество на том же уровне, не вижу причин отказываться от Шерлока, – уверяет он. – С удовольствием сыграл бы его в пожилом возрасте".


В роли Шерлока Холмса в сериале "Шерлок", 2010

А пока он с большой гордостью берется за самые разноплановые роли. Например, решился на съемки в "Черной мессе" – криминальной саге по реальным событиям, где играет роль беспринципного массачусетского сенатора Билли Балджера, который в лучших традициях кинематографа 30-х годов оказывается родным братом знаменитого гангстера Уайти Балджера в исполнении Джонни Деппа.

"Билли родом из Бостона, – объясняет Камбербэтч, – и говорит с очень хитрым акцентом. Вся атмосфера фильма была для меня совершенно чужой – это-то меня в нем и привлекло. Мне предстояла большая работа".

Эта способность перевоплощаться в диаметрально противоположных персонажей поразила режиссера Доминика Кука. Семь лет назад он пригласил Бенедикта на роль в спектакле "Носорог" на сцене театра Ройал-Корт, а сегодня – в куда более масштабный проект: сериал "Пустая корона", где Камбербэтч лихо гарцует верхом в батальных сценах.

"Бенедикт из тех актеров, которые с легкостью меняют личины, – рассказывает Кук. – Я видел его сразу в двух смежных спектаклях. В пьесе "После танца" ему достался типично английский персонаж – внешне сдержанный, с бурей эмоций в душе. А потом я увидел его во "Франкенштейне" отплясывающим на сцене в голом виде. Не знаю ни одного другого актера, способного так органично вписаться в оба образа. Эти персонажи не просто разные – они требуют совершенно разного подхода к актерской игре".

Сериал "Пустая корона" поставлен по мотивам сразу трех пьес Шекспира. Камбербэтч играет подлого горбуна Ричарда III – с юных лет, когда тот впервые заговорил о своих коварных планах, и до знаменитого "Коня! Коня! Полцарства за коня!"

"Такая роль! – восклицает актер. – Пальчики оближешь. Ричард будто говорит: "Айда со мной творить подлости, пока нам всем крышу не снесет"".

В его Гамлете трагизм также сочетается с остроумием. "Ты симпатизируешь ему не из жалости и не из-за его бесконечных унылых излияний. Он притягивает тебя своей живостью и отличным чувством юмора. И остроумием. Лучшие на моей памяти Гамлеты были, несомненно, самыми веселыми".

Это позитивное отношение к жизни частично объясняется романом Бенедикта с 36-летней Софи Хантер – авангардным театральным режиссером (а также актрисой и певицей) из Оксфорда. Они тайно (во всяком случае, им так казалось) встречались несколько месяцев, пока наконец 14 февраля, в День святого Валентина, не поженились официально. Свадьба состоялась на юге Англии, на острове Уайт, и сейчас Софии ждет ребенка. Но даже если роман Камбербэтча и Хантер и разбил несколько девичьих сердец, то истинные поклонницы актера вздыхают с облегчением: кумир, которого они любят за интеллект и многогранность, выбрал достойную, по их мнению, пару.

"Я действительно очень счастлив, – улыбается Бенедикт застенчивой улыбкой, – и совершенно этого не скрываю".

"Самое замечательное, что Бен наслаждается жизнью, – Найтли говорит о нем с нескрываемой нежностью. – Так приятно видеть, что человек наконец достиг того, к чему всегда стремился, и получает от этого громадное удовольствие".

Несмотря ни на что, ему удается сохранить трезвый взгляд на собственный успех. Как и Джордж Клуни, о котором заговорили, когда ему было прилично за тридцать, Камбербэтч прославился в уже достаточно зрелом возрасте, когда известность ценишь, не теряя при этом головы. "Вся эта шумиха вокруг известного человека – Интернет, подростки – иногда беспокоит меня. Я стараюсь, чтобы за ней не потерялись действительно важные для меня вещи. Когда мне говорят, что я подхожу на роль, потому что привлеку много публики, я тут же теряю к ней интерес".

И действительно, отвечая на вопрос, чью судьбу он хотел бы повторить, Камбербэтч называет актеров, которые, по его мнению, "прошли весь актерский путь" от начала до конца, у которых за плечами десятилетия великолепной работы и чей талант и поныне вызывает восхищение, – Майкла Гэмбона, Иэна Маккеллена, Билла Найи.

"Обожание зрителей, конечно, приятно, – говорит Бенедикт, – но оно не вечно. А я хочу, чтобы моя работа осталась на века. Ну или хотя бы на ближайшие лет сорок".

Фото: Mario Testino
Стиль: Michael Philouze, Phyllis Posnick
Прически: Christiaan
Декорации: Jack Flanagan  для The Magnet Agency
Производство: 10-4inc, Лондон
Место проведения съемки: Сafe Rest, Лондон

Популярное на VOGUE