Катрин Денев – 71 год

Первые фильмы легендарной актрисы

22 октября одной из самых великих актрис мира исполняется 71 год. Vogue.ua вспомнил о том, какой была Катрин Денев в молодости, и с чего началась ее карьера.

"Я не хотела бы вернуть себе молодость и начать все сначала. Актрисам больше не позволяют быть индивидуальностями", – говорит одна из самых красивых и успешных женщин мира, у которой и в 71 выходит несколько лент в год. Денев начала сниматься в 14, но к кино всерьез не относилась – звездой в богемной французской актерской династии была старшая сестра, Франсуаза Дорлеак. Но прошло не более 15-ти лет и девушка с ангельской внешностью стала музой Романа Полански, Франсуа Трюффо и Луиса Бунюэля, актрисой, воплотившей во время французской "новой волны" самые неоднозначные и сложные роли. 


Катрин Денев на съемках картины "Майерлинг" в Венеции (1968)


Катрин Денев на съемках фильма "Женщина в красных сапогах (1970)


Катрин Денев на премьере фильма "Отвращение" в Лондоне (1965)

Катрин Денев и фотограф Дэвид Бейли на ступенях лондонского Pancras registry office после заключения брака (1965)

"Отвращение", 1965

"Попасть в молодости к хорошему режиссеру – большая удача", - говорит Катрин Денев о своей первой встрече с легендарным Романом Полански. Ей тогда был 21 год, когда снималась в "Шергбургских зонтиках" у режиссера Жака Деми. И если Деми позволил молодой актрисе и молодой матери (ее сыну Кристиану Вадиму на тот момент был всего год) быть нежной и милой, то Полански, один из самых пессимистичных режиссеров мира, увидел француженку не кем иным, как... шизофреничкой. Это был настоящий риск: Полански предложил Денев сыграть роль  20-летней одинокой маникюрши, страдающей галлюцинациями. Актриса согласилась, и так в ее карьере возник один из самых смелых фильмов, который помог ей отойти от образа романтичной блондинки. 


Кадры из фильма "Отвращение"


Катрин Денев представляет "Отвращение" в Лондоне (1965)

"Дневная красавица", 1967

Катрин Денев – женщна не только красивая и талантливая, но и смелая: об этом говорит ее выбор режиссеров. Когда ей было 24, актриса познакомилась с Луисом Бунюэлем – мастером сюрреализма и автором "Андалузского пса", одной из самых необычных картин в истории кино. Их сотрудничество оказалось настоящей провокацией: в фильме "Дневная красавица" Денев сыграла буржуазную замужнюю даму, по ночам работающую проституткой  в борделе. Бунюэль – именно тот человек, который первый по-настоящему разглядел сквозь ангельский облик двойственную природу Денев. В ленте актрису украшали костюмы, созданные ее близким другом Ив Сен-Лораном, с которыми они потом сотрудничали много лет.


Кадры из фильма "Дневная красавица"

"Девушки из Рошфора", 1967

"Девушки из Рошфора" – легкомысленная музыкальная мелодрама о двух сестрах-блязняшках, занимающихся музыкой и мечтающих вырваться из провинциального городка. Эта лента Жака Деми интересна тем, что заставляет задуматься, насколько разносторонней и неодноплановой была Катрин Денев уже в молодости. Роль шизофренички у Полански, проститутки у Бунюэля – и тут же, спустя короткое кремя, незамысловатая роль "куклы Барби" в широкополой шляпе в "Девушках из Рошфора".


Катрин Денев в фильме "Девушки из Рошфора"

Катрин Денев и Франсуаза Дорлеак на съемках "Девушек из Рошфора"

Интересно и то, что это была первая и единственная  совместная работа Катрин с ее старшей сестрой Франсуазой Дорлеак – успешной актрисой, успевшей сняться у Трюффо и Полански, и погибшей в 25 лет в автокатастрофе. В фильме сестры олицетворяли собой вечный конфликт блондинок и брюнеток:  героиня Франсуазы была серьезной, активной и целеустремленной, а героиня Катрин – легкомысленной и наивной. 

"Тристана", 1970

Подробности второй работы с Бунюэлем Катрин Денев описывает в своих дневниках: "Бунюэль мало говорит с актерами, не репетирует сцены, проявляет нетерпение. Чувствую себя одинокой". "Тристана", на съемках которой Денев приходилось наносить "мертвенно-бледный грим" и целовать надгробие в одной из церквей Толедо, оказалась одной из самых сложных картин для актрисы. Формально в центре сюжета – история про сироту Тристану (Катрин Денев), которая становится любовницей своего опекуна, а после лишает старика жизни. Но на самом деле фильм сюррелаиста Бунюэля, во второй части которого жертва и преступник меняются местами – метафора о соблазнении и возмездии. Визуально картина получилась очень красивой – работая над ней, Бунюэль вдохновлялся традицонной испанской живописью, в частности, работами Эль Греко. Фильм получился довольно камерный и не был оценен на фестивалях, хотя критики уверены, что Денев в нем сыграла гениально, практически на грани своих возможностей, пройдя за 2 часа ленты путь от невинной девственницы до хладнокровной, мстящей своему соблазнителю, мегеры.


Кадры из картины "Тристана"

Кадры из картины "Тристана"

Катрин Денев – одна из немногих актрис своего возраста, которая сегодня ведет активную творческую жизнь. В этом году в прокат выходит три драмы с ее участием – "За сигаретами", "Женщина во дворе" и "Мужчина, которого слишком сильно любили". В последнем она вернулась к любимому режиссеру – Андре Тешине, у которого в 1996 году сыграла провокационную роль – профессора, влюбленную в девушку с суицидальными наклонностями. Сегодня Денев, часто повторяющая, что не боится старости, много курит, любит "хорошо поесть и бургундское", не пропускает Парижскую неделю моды, дружит с дизайнерами и периодически выступает лицом рекламных компаний  Louis Vuitton. Хотя в интервью актриса говорит, что занята семьей: "Большую часть моего времени занимают внуки. Правда, они не называют меня бабушкой – есть одно секретное имя для моих внуков, которое знает только семья".

Популярное на VOGUE