Есть мнение, что волна моды на татуаж — следствие набирающих скорость социальных перемен, "лекарство" от быстротечности бытия, стремление иметь хоть что-то постоянное в водовороте перемен. Но вот тело, в отличие от души, не всегда благосклонно к рисункам на нем. Реабилитируют кожу и исправляют последствия тату и перманентного макияжа сегодня так же часто, как и проводят эти процедуры. О том, в каких случаях кожа бунтует против картинок на теле, почему это происходит и что с этим делать, рассказывает Татьяна Святенко, профессор, доктор медицинских наук, эксперт МОЗ по специальности "Дерматология".
Недавно ко мне обратилась известная телеведущая с жалобой на "узелки" на кайме губ -– точечные зудящие и покалывающие уплотнения. Пять лет назад она сделала перманентный макияж губ – очертила их контур, и все эти годы ни разу об этом не пожалела. Но в один холодный зимний день ей пришлось два часа вместе со съемочной группой ждать на двадцатиградусном морозе приезда президента. Он опаздывал. А вскоре на губах появились эти узловатые уплотнения, не выходящие за пределы нанесения татуажа. Я поставила ей диагноз "тату-ассоциированная гранулема инородного тела" – реакция кожи на попадание в нее красителя. Так происходит, когда фагоциты – клетки иммунной системы – вступают в реакцию с красителем для перманентного макияжа, ткань разрастается, трансформируется в воспаленные зудящие узелки. Это может случиться спустя 10-14 дней после процедуры, а может и через несколько лет. В истории с телеведущей триггером оказалось долгое воздействие низкой температуры.
Мода на яркие брови тоже добавила пациентов мне и моим коллегам. Типичная история: женщина делает перманентный макияж бровей, а через два-три месяца в зоне введения пигмента брови опухают, краснеют, появляется зуд, выпадают волоски. Противоаллергические препараты не помогают, топические стероиды (гормональные кремы) не действуют. Для исключения некоторых болезней – саркоидоза кожи, красной волчанки – таким пациентам назначается процедура панч-биопсии, когда под местным обезболиванием берется образец проблемного участка кожи. Исследование тканей женщины "с бровями" показало наличие множества гранулем и отложений пигмента черного цвета.
Впрочем, гранулемные узелки – не единственные осложнения, которые может спровоцировать тату. Их список многообразен: от фурункулеза и целлюлита до гепатита и аллергического дерматоза. Но гиперчувствительность к красителям в последнее время выходит на первые позиции. До того, как отдать себя в руки мастера татуажа, неплохо было бы выяснить, чем именно будут красить вашу кожу. К примеру, в состав красного красителя может входить сульфид ртути (киноварь), способный спровоцировать контактно-аллергический дерматит и появление красного плоского лишая. Желтый цвет обычно дает сульфид кадмия, куркума, желтый хром (смесь хромата свинца и сульфида свинца), которые под лучами солнца зачастую вызывают аллергию. Зеленый пигмент, содержащий хром, фиолетовый с марганцем в составе и голубой на основе кобальта могут стать причиной появления гранулем, фиолетовых бляшек и эрозии кожи (псевдолимфоматозной реакции). Все эти неприятности – производные отсутствия системы менеджмента процедуры и сертификации препаратов для перманентного макияжа.
Изучая тему осложнений после тату, ученые Московского медицинского университета им. Н.И. Пирогова опросили студентов-медиков: для чего они делают рисунки на теле. Как выяснилось, для большинства татуировка была напоминанием о неких романтических или других значимых событиях в жизни, чуть меньшая часть опрошенных обозначала с помощью таким образом принадлежность к некой социальной или религиозной группе, еще меньшее число респондентов пытались с помощью татуажа скрыть некий косметический дефект. Последняя цель не всегда оправдывает средства. Например, один из моих пациентов пытался с помощью рисунка на коже заретушировать псориазные бляшки на предплечьях рук, а в результате получил так называемый феномен Кебнера – шелушащиеся высыпания в виде длинных линий. Псориаз, витилиго и другие болезни кожи считаются противопоказаниями для посещения тату-салонов.
Увы, не каждый, называющий себя "мастером татуажа" и тем более, его клиенты знают, у кого на теле рисовать нельзя. Это, прежде всего, люди лично знакомые с сахарным диабетом, аллергией на металлы и их соединения, те, кто принимает препараты, разжижающие кровь и лекарства от эпилепсии, больные острыми вирусными и бактериальными болезнями, женщины во время беременности и лактации. К слову, по международным стандартам, людям с татуажем временно противопоказано донорство из-за связи между татуировками и некоторыми инфекционными болезнями, возможными при переливании крови. Даже, если тату не вызвало никаких осложнений.
Что же делать, если вместо красоты после процедуры тату на коже остались узелки, уплотнения, раздражения и прочие, не радующие глаз отметки. Современное лечение обычно включает комбинацию системных кортикостероидов в малых дозах и лазеротерапию – применение неодимового, александритового или рубинового лазеров в зависимости от типа красителей. Результаты, как правило, хороши. Моя пациентки – тележурналистка и "женщина с бровями" – избавились от гранулем и снова радуются своему отражению в зеркале. Я вовсе не противница тату, но за осознанный подход, тем более, что, по результатам исследований на эту тему, почти половина клиентов салонов татуажа приходит удалить накожный рисунок в течение десяти лет после процедуры.