Как гендерные стереотипы влияют на макияж, и какую свободу можно обрести, если отказаться от них полностью
Текст: Маша Ворслав
"В жизни было лучше", — пишет мой приятель Мика, показывая фотографию со своей свадьбы. Он тогда сделал себе и своему мужу футуристичный макияж с серебряным пигментом и блестками. В ход пошел пигмент Mehron — он дает лучшую имитацию металлической поверхности.
Неделю назад я видела сюжет про Мику на ТВ: с голубыми смоки, накладными ресницами и в длинноволосом парике он рассказывал, как решил попробовать себя в дрэге. Спрашиваю, красится ли он, когда нет задачи создать из себя человека другого гендера. "Ежедневно мейк не ношу, а для вечеринок делаю что-нибудь легкое. Мне нравится пользоваться веселыми марками вроде Milk Makeup, ColourPop, NYX. Крашу обычно только глаза — одновременно чувствую себя самой счастливой – и как будто на мне мишень". Это он про нежелательное внимание, которое вызывает макияж — даже в Голландии, где Мика живет.
Пару лет назад вышло видео Dazed Boys Don’t Cry про мужчин, которые любят макияж. Все три участника делали его по-разному. Визажист Геворг (@gev_mua), который за два года обрел стотысячную аудиторию и теперь разрабатывает косметику для марки Beauty Bomb, любит подводить нижние веки яркими цветами: розовым, голубым, желтым.
Бьюти-блогер Андрей Петров тяготеет к феминизирующему макияжу: красная помада, скулы, смоки. А программист Дима (и хороший друг Мики) — к небрежному макияжу.
Пишу Диме – узнать, что изменилось с тех пор, как это видео выложили на YouTube. Он говорит, что теперь ежедневно носит только консилер. "По случаю по-прежнему очень люблю стрелки, черные или белые — несмотря на то что с белыми лайнерами все еще очень сложно. Невероятно люблю рисовать губы: матовые, блестящие, обрисованные за контуром". Он рассказывает, что недавно нашел работу, на которой полностью сконцентрировался, поэтому практически перестал ходить на вечеринки и придумывать образы. "Но я наконец нашел для себя идеальный мейк на каждый день. Декоративные вещи я стал рисовать на себе в свободное время по вечерам, просто чтобы потешиться".
Мне кажется, что все четверо парней — идеальные герои следующего видеоурока Milk Makeup, которую любит Мика. Эта американская марка с самого начала делает косметику для всех: женщин, мужчин и людей вне бинарной гендерной системы. То есть неважно, описываешь ты себя мужественной девочкой, женственным мальчиком, просто небинарным человеком или как-то еще, Milk тебе рады — и рады продать тебе фиолетовые тени, розовую помаду или фирменный тоник в стике. Бизнес есть бизнес.
Сегодня макияж не только вторит гендеру, но позволяет с ним экспериментировать. Можно быть женщиной и не краситься. Можно быть женщиной и краситься иногда, но одинаково. Или в один день краситься под дрэг-диву, а в другой — пользоваться только помадой.
Лично я так и делаю. Чтобы обрести свободу в макияже, понадобилось простить себя за то, что "правильной" женщиной с точки зрения общества я все равно не буду. Поэтому я могу в один день сделать себе очень женственное лицо (контуринг, стрелки, губы), а в другой — неаккуратно подвести глаза — и тогда похожа на подростка непонятного пола. И тот, и другой макияж правильный — просто потому, что подходит под настроение. Можно сказать, что я подстраиваю его под "гендер дня" — или что гендер подстраивается под то, что сегодня нарисовано на лице.
Ежедневный макияж визажистки Юлии Залесской @yulyazalesskaya — это тон, румяна и коричневый карандаш за пределами контурами губ. "Пит Бернс — это примерно то, как я себя крашу, только менее концентрированно", — показывает она мне портрет. Автор диско-хита You Spin Me Round Пит отказывался причислять себя к одному полу. На фотографии Юли он уже в зрелом возрасте: из-за пластических операций лицо намного феминнее, чем в молодости, кожа выбелена, а глаза и губы сильно подведены.
Что-то решать за человека другого пола порочно, но можно предположить, что мужчинам еще интереснее изменять внешность. В обществе в праве на макияж им отказано, поэтому каждая баночка декоративной косметики таит новый мир. Можно, как в недавней рекламе линейке мужского макияжа Chanel Boy, замазать синяки консилером и расчесать брови — будешь выглядеть свежее. Можно, как показывал любимый всеми австралийский певец Трой Сиван в видео Vogue, тронуть кожу бронзером. Или, как это делает художник, дизайнер и большой фанат Оскара Уайлда Дэниэл Лисмор, обвести глаза черным, а губы — красным.
Самое интересное начинается, когда воспринимаешь вещи в отрыве от стереотипов. Макияжа это тоже касается. Прогрессивные визажисты не красят моделей и клиентов "по-женски" или "по-мужски". Им важно, чтобы макияж подходил под задуманный стилистом образ модели. Или характер человека — если работают с клиентом.
"Когда я смотрю на людей, на их черты лица, эмоции, у меня в голове возникает образ, который я и воплощаю", — рассказывает визажистка Ульяна Илык (@kievprotest). Она, как и Залесская, не привязывает макияж к гендеру. Хотя так было не всегда. Пять лет назад она делала однообразный макияж. "Все эти одинаковые бровки, растушевка теней и губки за контур лишали индивидуальности каждого, кого я красила. Я решила пойти против общепринятого понимания того, как должен выглядеть макияж, рискуя потерять работу и клиентов", — вспоминает Ульяна. Риск оправдался, и теперь у Илык достаточно и съемок, и клиентов — на этот раз тех, кто разделяет ее взгляды на красоту.
Новый ли это подход в макияже? Нет. Будет ли ли он всегда актуален? Да. Один из самых уважаемых визажистов современности Терри Барбер в душе панк. Он умеет рисовать идеальные стрелки и губы за секунды, но его фирменный макияж — размазанная по щекам помада и будто бы стертые смоки.
Терри начал карьеру в люксовом магазине Harvey Nichols четверть века назад, а теперь делает в инстаграме @terrybarberonbeauty коллажи со своими макияжами. На них не что-то роскошное, с чем принято ассоциировать косметику. А фиш-энд-чипс, маргарин, консервированная фасоль. Терри смеется над индустрией, которая воспевает однобокую красоту и богатство, и возможно именно благодаря своей иронии не теряет к ней интереса. Потому что все идеальное — скучно.