Самый модный напиток последних лет – чай матча. Вместе с популярностью он обрастает и мифами. Развеять их для vogue.ua мы попросили Елену Лисицкую, основательницу Meiso Matcha, поставщика органического японского чая матча премиум-класса
Матча – напиток, безусловно, модный, если принять во внимание последние 3-5 лет. Все благодаря ЗОЖ-трендам, которые пришли к нам с американского рынка. В каком-то смысле это неплохо, ведь если людям в первую очередь нужен красивый напиток для Instagram, а бонусом они получают пользу для своего организма, их настроение выравнивается, а энергия повышается – скажем "браво" маркетологам, журналистам и владельцам кофеен третьей волны, которые поставили матча в один ряд с классным кофе свежей обжарки. И продвигали это в культуру как достойную альтернативу.
Модным в западной культуре стал матча латте. Зачастую напиток готовят в пропорциях классического капучино: 30 мл матча и 80 мл взбитого молока. Пьют в горячих и холодных версиях. Если мы говорим о классическом матча, приготовленном традиционным способом, такую версию нельзя отнести к мейнстриму, так как способ приготовления, подача, посуда – все это требует особого внимания и навыков. В Японии же чайная церемония приготовления матча – одно из серьезных направлений искусства, которому обучаются и оттачивают свое мастерство на протяжении всей жизни.
Изначально матча – напиток японских монахов дзен-буддистов. Именно они первые открыли для себя уникальные свойства этого чая: при полной расслабленности тела достигается удивительная ясность ума, а вместе с ней способность долгое время удерживать фокус на объекте медитации. В Японию матча привез монах Эйсай в 1191 году, с тех пор он начал широко распространятся среди всех слоев общества и стал горячо любим. Вряд ли Эйсай мог себе представить, что матча будут пить хипстеры. Но я уверена, что он бы обрадовался – монахи очень добрые ребята.
Нельзя сказать "никто", так как Япония была и остается лидером в потреблении и продажи матча на внутренний ранок. Западная культура только подхватила волну. Я бы сказала, что, если бы не Instagram, матча не проник бы так сильно в широкие массы и оставался бы нишевым для западного человека чаем, который требует особого внимания при заваривании себе или гостю, часто требует церемонии со всеми надлежащими артефактами, правилами и условиями. И, конечно, о матча бы непременно знали в культурных японских центрах, которые есть в каждой развитой стране, где все желающие могут обучиться искусству чайной церемонии.
Если человек не занимается осознанно своим режимом, где есть место правильному питанию, физической нагрузке в достаточном количестве, качественному и своевременному сну, отдыху, – можно начать разочаровываться, так как на матча в такой совокупности факторов делать ставку нельзя, не сработает. Если же мы наводим порядок во всех важных сферах, которые помогут прийти нам к оптимальному весу и обрести чувство легкости, матча непременно будет усиливать эффект! Нельзя забывать о том, что это продукт №1 по количеству антиоксидантов, которые работают на постоянную детоксикацию организма, иными словами. Продукты с такой функцией всегда присутствуют в хорошей программе похудения.
Волшебник не прилетит, если выпить матча на ночь. В целом есть нюансы. И тут хотелось бы затронуть два важных момента. Первое. Степень тонизации матча очень сильно зависит от сорта и количество кофеина на количество L-тианина или гамма-аминомаслянной кислоты, которое на него приходится. Сорт зависит от огромного количества факторов, от сбора урожая и конкретного терруара до помола. Есть более дорогие премиальные сорта, которые скорее приводят организм в сбалансированное состояние, нежели в состояние повышенной активности, когда человек не может уснуть, как после чашки кофе. Выпив такой матча вечером, некоторые не заметят разницы и уснут, как обычно.
Все очень индивидуально и зависит от возбудимости нервной системы конкретного человека на тонизирующие напитки, в частности, зеленый чай. В большинстве случаев матча не рекомендуют пить вечером, так как есть большой шанс, что нарушится сон. Все же матча – это концентрированный зеленый чай, содержащий в себе кофеин, поэтому общая рекомендация: 1- 2 чашки в день до 16:00.
Все хорошо, что в меру. Для матча эта мера – 1-2 чашки в день. Как уже говорилось выше, кроме полезных веществ, таких как антиоксиданты, которые очищают тело человека, L-тианина, который положительно влияет на нервную систему, катехинов, работающих на профилактику онко-заболеваний, комплекс микроэлементов, чай содержит кофеин.
Немаловажным фактором будет подтверждение 100% органичности продукта. Только такой матча можно пить на регулярной основе, в противном случае человек рискует получить даже больше вреда, чем пользы, ведь чай и землю плантаций в обычных фермерствах обрабатывают пестицидами, гербицидами и прочими химикатами для качественного роста и сохранности урожая. Все эти химикаты вместе с чаем попадают в упаковку неорганического продукта и могут постепенно день за днем отравлять организм человека.
Абсолютно нет. И здесь стоит сказать, что подлинный, высокого качества матча не может быть дешевым в принципе. Этот уникальный чай выращивается и производится с особым трепетом. За почвой и кустами внимательно ухаживают фермеры, перед сбором урожая плантации затеняют примерно за 2 недели специальными бамбуковыми сетками, чтобы агрессивные солнечные лучи не касались нежного чайного листа: так в нем вырабатывается больше хлорофилла и вследствии лист насыщается всеми полезными веществами, которыми славится этот чай.
После ручного сбора листочки обдают паром в специальных машинах, сушат, отделяют прожилки и хвостики от мякоти листа и только мякоть перетирают на специальных каменных жерновах в тончайшую мелкодисперсную пудру. Пудру упаковывают и дают какое-то время дозреть до момента сбыта. При этом матча хранится в холоде и темноте. Доставляется этот чай из-за температурных требований по миру из Японии исключительно самолетом, чтобы сократить время логистики и избежать перегрева, который может привести к потере полезных свойств и вкусовых качеств.
В Японии у одного производителя может быть до 30 сортов матча, при этом цена одной баночки иногда доходит до 200$ – и это нормально, на такой продукт есть спрос. Чем выше сорт, тем более праздничный контекст его потребления. Это можно сравнить с бутылкой очень дорого вина или коллекционного виски – его не пьют каждый день, выбирают для этого особый повод. А когда пьют, не спешат, наслаждаются каждым глотком, каждым оттенком во вкусе и послевкусии, подбирают к нему специальные угощения, которые идеально дополнят всю вкусовую композицию. Так и с чаем матча.
Вовсе нет. Мы в Meiso Matcha поставили себе за цель сделать знакомство с чаем и возможность его приготовления дома максимально комфортными с точки зрения цены. Все, что потребуется: керамическая чаша (чаван), бамбуковый венчик (часен), бамбуковая мерная ложечка (чашаку), небольшое сито для просеивания чайной пудры перед приготовлением и сам чай матча. Такой набор обойдется намного дешевле хорошей кофе-машины, разница не в несколько раз, а в десяток точно. При этом человек обретает новый ритуал и возможность пить полезный и вкусный чай дома или в офисе, готовить для себя или своих друзей.