Артем Климчук создает коллекции, которые можно рассматривать и читать как экскурсии – по Киеву, Украине и ее главным модернистским утопиям.
"Пальто в эдельвейсах мои клиенты носят в поликлинику" – брошенная мимоходом фраза в квартире дома постройки 1919 года на Заньковецкой звучит фантастически богемно. Мизансцена такова. Интерьер, в котором оригинальный паркет и высокие белые стены сочетаются с винтажными украинскими коврами и скрынями, выглядит показательно киевским. Ощущение усиливают развешанные на ширме плащ из шелка-чесучи, расшитый каштанами Нарбута, и пальто в цветочный рисунок, который по технике исполнения напоминает образцы парадной глади казачьего барокко.
В студии Артема Климчука пазл бренда ARTEMKLIMCHUK складывается окончательно. Уже несколько лет свои коллекции дизайнер выстраивает вокруг локального гения места. По ним можно знакомиться с Киевом и культурными эпохами в истории Украины.
Показ коллекции осень-зима – 2018/2019 проходил на Главпочтамте – в честь 100-летия первого международного почтового авиаперелета самолета Brandenburg C.1, который состоялся по маршруту Вена – Краков – Львов – Проскуров (Хмельницкий) – Киев. На фирменных "дорогих пальто" (так дизайнер называет пальто из добротной шерсти, расшитые стеклярусом и гладью) тогда появилось шитье в виде тучек и самолетов. Коллекция весна-лето – 2019 посвящена мюзиклу "Червона рута" с неожиданно резонирующим сегодня сюжетом: в поезде "Донецк – Верховина" завязывается любовь карпатской девушки Оксаны (Софии Ротару) и молодого шахтера Бориса (Василия Зинкевича). Игра с образом артистки стала главным стилистическим приемом коллекции. Метафорой постоянного перевоплощения и переодевания (к примеру, играть обнаженную на сцене могут в одежде) можно считать прозрачные вещи телесного цвета, которые модели со сценическими накладными локонами носили на показе многоярусными слоями.
По отдельности вещи выглядят фантастически. Контуры урбанистических пейзажей востока Украины и мифического карпатского цветка, вышитые на платьях-дезабилье стеклярусом, будто парят в воздухе. Рисунки, как и к предыдущим коллекциям, делала подруга дизайнера – архитектор и художница Полина Мороз.
Предосенняя коллекция 2019-го посвящена дому 1919 года, в котором сейчас расположен шоурум ARTEMKLIMCHUK, а сто лет назад в соседнем кафе "Х.Л.А.М" (аббревиатура расшифровывается как "художники, литераторы, артисты, музыканты") Мандельштам познакомился со своей будущей женой.
Все эти культурные надстройки Климчук воплощает, работая с доступным арсеналом ремесел. Свой бренд описывает как "маленький, артизанальный, украинский". "Это значит, что на него работают люди с достойной зарплатой и на хороших условиях (студия-ателье расположена на улице Толстого, через квартал). Вещи шьют из базовых качественных тканей, купленных на стоках. В таком потреблении есть некая экологичность", – говорит Климчук. Этот подход далек от коммерческих масштабов закупок тканей, но дизайнер не стремится "одеть всех во все". Его устраивает постепенное развитие. "Я пока утюжильный стол куплю, вышивальщиц новых наберу (под началом Руслана Панчука работают четыре). Когда мы доведем до идеала стратегию пиара и продаж, я начну думать о презентации за пределами Украины".
"Я Артем, я делаю одежду" – так выпускник Киевского высшего профессионального училища технологий и дизайна представляется внешнему миру. Свою первую коллекцию он показал в 18 лет, в 2011-м стал "Открытием года" по версии национальной премии Best Fashion Awards, в 2013-м – "Лучшим мужским дизайнером". Годом основания бренда считает 2014-й – "именно тогда отнес первую справку в налоговую".
"Интересен ли Киев остальному миру? Я много размышлял над своей гражданской позицией и идентичностью. Никому не интересна очередная фантазия о стиле Брижит Бардо. Мне нравится работать в Украине и делать коллекции, связанные с ней", – говорит Артем. В его коллекциях идеализация Украины проходит без ностальгии – скорее, это образ Украины, которую начали придумывать первые революционеры начала ХХ века – художники авангарда: модернистской и урбанистической, на едином языке прогрессивного искусства говорящей с остальным миром. В ней случаются первые почтовые перелеты, Курбас делает инновационные театральные премьеры в Париже, Нью-Йорке и Харькове, а Нарбут создает айдентику будущего государства.
Текст: Татьяна Соловей
Фото: Federico Radaelli
Стиль: Daniel D'Armas
Прически: Waka Adachi
Макияж: Adam De Cruz @one Represents с использованием Giorgio Armani
Ассистент фотографа: Lorenzo Radaelli
Модель: Philippa Hemphrey @Premier
Благодарность: Ryan @ProLighting London