"Зачем продвигать идею этичной моды потребителю? Наша задача – производителей, ученых – сделать правильный продукт и положить на самое видное место в магазине ту вещь, что менее вредна для планеты", – говорит Кароль Коллет, руководитель центра Textile Futures Research колледжа Сент-Мартинс.
Кароль более 40 лет назад инициировала дисциплину "Текстиль будущего", под которую в колледже запустили лабораторию и курс. На конференции Fashion Tech Talks докладывает о результатах ее экспериментов в области синтетической биологии, которые тянут на уверенный зачин для научной фантастики. Тезис Кароль: технологии нужно разрабатывать, наблюдая над живой природой. К 2050 году мы сможем перейти на растения – инженерные конструкции. С их помощью сможем все, к примеру, выращивать еду и ткань, как в проекте Biolace ("растения становятся живыми машинами, которым просто необходима вода и солнце") – вот над землей растет базилик, в земле – корни в виде кружева.
На одной из панельных дискуссий о необходимости системных изменений в моде на Fashion Tech Talks Кароль Колет участвует вместе с главой направления сознательной моды H&M Анной Гедой и Амандой Паркс, главой департамента инноваций Future Tech Lab.
H&M одной из первых кампаний в мире начала создавать коллекции из переработанных материалов и рекламировать идею ресайклинга при помощи главных лиц индустрии. Топ-модели вроде Натальи Водяновой или Кристи Тарлингтон на рекламе линии Conscious Exclusive, созданной в рамках замкнутого цикла производства, дополняют общую стратегию H&M к 2030 перейти на использование переработанных и этичных материалов, а 2040 – производство без выхлопов парникового газа.
Компания Future Tech Lab в октябре 2017 на Неделе моды в Париже по инициативе Мирославы Думы устроила презентацию проектов этичной моды в Google Arts & Culture Lab, впервые широко представив передовые технологичные проекты широкой модной публике, издалека знакомой с вопросом.
В компании таких пламенных популяризаторов сознательной моды идея Кароль Коллет о том, что потребителю не стоит растолковывать идеи этического производства, сразу звучит странно, а после – очень логично. Технологии, нацеленные на экологичную перезагрузку процесса модного производства, должны стать безальтернативной версией развития моды.
Впрочем, пока без альтернатив не получится. "К 2030 году нас будет 8,5 биллионов. Нам будет нужна новая планета", – начала свое выступление Анна Геда. У нее – статистика, которая стимулирует вовлекать конечного потребителя в цикл правильной моды. По ее словам, 200% воздействия на окружающую среду от продукта H&M идет от покупателей, которым надо помогать действовать сознательно.
Конференция Fashion Tech Talks проходит в Стокгольме во второй раз при поддержке главной модной компании страны H&M, государственного агентства по инновациям в Швеции Vinnova и фонда устойчивого развития Axfoundation Антонии Акссон Йонсон (созданный в 1993 как неприбыльная неправительственная организация, фонд глобально инициировал введение темы устойчивого развития в корпоративный кодекс крупного бизнеса).
Для организаторов эта конференция – повод и доказательство имиджа Стокгольма как быстроразвивающегося города в сфере it-стартапов. Здесь было создано рекордное (после Кремниевой Долины) количество компаний-единорогов (техкомпаний с капитализацией более $1 млрд) с титульными SoundCloud, Spotify и Skype. Амбиция Стокгольма сказать новое слово в технологиях в мире моды очевидна. Тем более вопрос – "Что сменит Инстаграм", чей черный квадрат повлиял на то, как продают, делают и носят одежду, – пока остается открытым.
Несмотря на слово "модный" в названии, аудитория выглядит довольно непривычно по сравнению с иными фешн-ивентами – без стритстайла, инфлюенсеров и модно-уродливых кроссовок. Тон беседы серьезный. Кажется, что научная элита собралась здесь позаботиться о том, чтобы мода ушла с позорного второго места в рейтинге загрязняющих планету индустрий.
Куратор программы Fashion Tech Talks журналист Линда Леопольд распределила темы и спикеров по шкале возрастания прагматизма. В разделах "Дизайн и производство" и "Система моды" компании представляли сознательные инновации. К примеру, H&M IT Labs показали программу, при помощи которой создание одежды в виртуальной реальности помогает определить степень ее воздействия на окружающую среду. В частях "Ритейл" и "Медиа & Маркетинг" – кейсы, как технологии помогают зарабатывать сейчас (главный тезис: "Диснейленд должен быть вдохновением для ритейла") и в будущем, в котором на первый план выйдет voice commerce (голосовая коммерция, которая совершается через голосовые порталы). В следующие три года 40% пользователей будут использовать голосового помощника, а к 2022 индустрия v-commerce достигнет $40 биллионов.
Соответственно менялась интонация спичей. От панковского запала (в эпоху технологий все изменится, даже представление о человеке) – до циничных истин: материалы с базовыми советами о том, как покупать туфли и заниматься сексом, помогают делать shopable-контент успешным.
Тематическая полярность в какой-то момент создает иллюзию конфликта между зарабатывающей и разрабатывающей частью моды, однако она быстро проходит. В эпоху 4-й индустриальной революции (первая случилась от изобретения паровых машин, вторая – электричества, третья – электроники, четвертая – в цифровом пространстве) суть и роль профессий изменяется, оставляя неизменным одно. Нужно создавать контент и контекст, который вдохновляет – будь то выращенная в грибнице ткань для плаща или система обучения робота мастерству белошвейки.