Модному дому Missoni исполнилось 65 лет. Дочь основателей Анджела Миссони уверена, что впереди у компании как минимум столько же.
Идею провести показ под живую музыку Анджела Миссони вынашивала несколько лет. План созрел в июне прошлого года на концерте Майкла Наймана в Милане – предложение сыграть на дефиле Missoni композитор принял по WhatsApp. Взамен Анджела выдала своему другу полный карт-бланш – Найман вышел на сцену без репетиции.
Весенне-летний показ под аккомпанемент фортепиано стал юбилейным – так семья Миссони душевно и без помпы отметила 65-летие компании. О круглой дате напоминали горящие цифры на закрученном металлическом фасаде выставочного комплекса MiCo – шоу марки проходило под открытым небом, на его широкой террасе. Модели в платьях-кольчугах, длинных туниках и многоярусных юбках – наполовину номады, наполовину сомнамбулы – прогуливались между столиками из уличных кафе. После показа гостей угощали домашней ветчиной, полентой с сыром горгонзола и виноградным мороженым.
"Я продумываю каждый показ до мелочей, пытаясь вписаться в ограниченный бюджет", – рассказывает дизайнер. Разговаривая со мной по телефону из штаб-квартиры в городке Варесе, что в итальянских Альпах, Анджела шутит: "Мне повезло – я родилась уже закаленной", имея в виду, что легко переносит трудности и справляется с неизбежным стрессом.
Шоу Missoni всегда напоминают семейные праздники: есть в них что-то камерное и очень личное. Год назад, отмечая 20-летие на посту креативного директора компании, Анджела пригласила к сотрудничеству Рэйчел Б. Хейз – американская художница сшила красочные лоскутные тенты, которыми подиум завесили от солнца. Творчество Рэйчел Анджела открыла для себя благодаря "Инстаграму". "Я работаю, полагаясь на чувства, – рассказывает Миссони. – Помогают мои дети и племянник: младшее поколение впитывает информацию, как губка. Я доверяю им – если меня уносит в сторону, кто-нибудь обязательно дает мне знать".
Здоровый авантюризм Анджела Миссони переняла у матери. Розита и ее муж Оттавио основали компанию Missoni в 1953 году, запустив в Ломбардии небольшое трикотажное производство. "Каждый раз, когда кто-то приходил к моей матери с новым предложением, она отвечала: "Давайте попробуем". Сама Анджела Миссони с энтузиазмом идет на эксперименты. К примеру, пространство флагманского магазина на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке она предоставляет в пользование художникам – в рамках проекта Surface Conversion здесь показывали гобелены Хейз, сахарные инсталляции арт-коллектива Kreëmart и работы кинематографиста Йонаса Мекаса. В прошлом году Дом сделал коллаборацию с молодым и дерзким парижским лейблом Pigalle.
"Я убеждена, что мои родители создали уникальный стиль, – говорит Анджела, – а в моде это случается крайне редко". В 1970-х кафтаны и платья из разноцветного трикотажа, шелка и люрекса стали эмблемой расслабленного европейского шика – Дом уверенно занимает эту нишу до сих пор. "Я не жду, что Missoni станет компанией с трехмиллиардным оборотом, но нужно держать планку. Мы никогда не работали с прицелом на маркетинг – все, что делается в Missoni, делается по любви".
В детстве Анджела много времени проводила на семейной фабрике – так и ее дети и внуки сегодня наведываются в ателье и на производство. Становиться дизайнером она не собиралась, но фотографическая память сыграла на руку – Анджела признается, что помнит все архивы Missoni наизусть, а новые сюжеты по мотивам коллекций разных лет складываются в ее воображении сами по себе. "Мы одна из самых старых независимых компаний в этом бизнесе, но мне всегда было интереснее смотреть в будущее, – объясняет она. – Во мне нет ностальгии, только уважение к прошлому. Думаю, люди это видят".
Cначала Анджела работала в Missoni автономно – по совету отца, стала заниматься именной линией внутри компании. Спустя четыре сезона Розита предложила дочери взяться за разработку основных коллекций. "Мама очень гордилась мной, – рассказывает Анджела. – После моего первого шоу она подошла и сказала: "Ты делаешь именно то, что я хочу сегодня видеть в Missoni". Впервые самостоятельно Анджела Миссони вышла к гостям в финале показа в 1997 году (уступив место дочери, Розита стала заниматься линией Missoni Home). С тех пор Анджела – первое лицо компании.
"Когда ты молод, у тебя есть силы бороться за свои идеи, – говорит дизайнер. – Возглавив Missoni, я занялась чисткой коллекций – в буквальном смысле освобождала место для новых идей". Спустя два десятилетия Анджела начинает задумываться о будущем семейного дела и возлагает большие надежды на дочь Маргариту – недавно ее назначили креативным директором демократичной линии M Missoni. Первую коллекцию Маргарита представит этой осенью.
"В мире моды все меняется очень быстро, и сам факт, что Missoni в деле уже 65 лет, впечатляет, – говорит Анджела. – Я хочу, чтобы новое поколение нашей семьи смогло вести эту компанию следующие 65 лет".
Похоже, семья – крепкая, лояльная, любящая (достаточно посмотреть на них, веселой толпой высыпавших вместе с Анджелой на подиум в финале показа) – и есть главный актив Missoni. Но даже в этом сюжете дизайнер отводит себе скромную роль проводника между своими родителями и детьми. Я спрашиваю, какое наследие после себя она хотела бы оставить. Анджела смеется и после паузы отвечает: "Я разговариваю с вами из своего офиса – из окон виднеются розовые горы. Это место когда-то выбрали мои родители, тут они построили фабрику. Все три поколения Миссони живут и работают здесь. У нас общие ценности – для меня это самое главное".
Текст: Веня Брыкалин
Фото: Hugo Comte @The Art Board
Стиль: Jonathan Huguet @ArtList
Прически: Alexandry Costa @ArtList
Макияж: Vanessa Bellini
Ассистент стилиста: Marie Soares
Кастинг: Nicolas Bianciotto @The Art Board
Модель: Hirschy Grace