Haute Couture в дословном переводе означает искусство "высокого шитья", а история ее начинается еще в 19 веке. Часто кутюр называют модой в наивысшем ее проявлении, где она уже ближе к искусству, чем к одежде. Сегодня право называться кутюрными имеют лишь 14 модных Домов и требования к ним действительно строги. В год они должны выпускать не менее 50 образов, в их ателье должно быть не менее только 20 технических сотрудников, работающих полный день, а чтобы, к примеру, сделать разрез на кутюрном платье, Дом должен обязательно провести примерку, ведь высокая мода – это история об индивидуальном подходе.
Определить время создания кутюрного платья – это как назвать среднюю температуру по больнице, однако статистические данные все-таки помогают ориентироваться в цифрах. Так, на создание достаточно простого наряда – платья или костюма – может уйти около 150 часов работы, но в некоторых случаях измерение переходит даже на тысячу часов. Именно столько потратили мастера Elie Saab на один из образов из прошлой осенне-зимней коллекции.
Особенно интересно наблюдать за развитием кутюрных линий у Домов с длинной историей. Например, у Chanel она насчитывает более 80 лет и нужно отметить, что современные ее масштабы на сравнятся с прошлым. Так, в 1931 году у бренда была 26 кутюрных ателье, сейчас намного меньше. Однако Карл Лагерфельд всеми силами старается сохранить этот хрупкий мир и сегодня Chanel активно поддерживает 12 артизанальных парижских мастерских, таких как Lemaire и Lesage. Именно там для кутюрных коллекций бренда создаются вышивка, цветочный декор, пуговицы и обувь.
Команда – ключевой фактор, который помогает модным Домам раз в полгода радовать поклонников этой кутюрной сказкой. Например, в создание одного платья Versace вовлечены сразу шестеро сотрудников, а в римских мастерских Valentino работает одновременно 70 швей, а во время активной фазы подготовки коллекции их количество увеличивается еще на десять. В Dior рассказывают, что но создание некоторых нарядов может уйти год, но чаще так происходит с персональными заказами – образы для подиума делаются все-таки быстрее.
Цены на кутюрные платья обычно не афишируют, но средним считается ценник в 20 000 – 30 000 долларов, а за свадебные платья могут и превышать отметку в 100 000. Несмотря на столь внушительные суммы, кутюр не является прибыльным направлением для модных Домов. Многие расходы на него заносят именно в маркетинговый бюджет, а зарабатывают уже на ароматах, кожанных аксессуарах и косметике.
Сегодня потребители кутюра значительно моложе, чем это может показаться, а география широка как никогда. В последние годы бренды отмечают наплыв клиентов из стран Ближнего Востока (Кувейт и ОАЭ), Китая, Бразилии, Кореи и России.
Около 30 дизайнеров показывают свои коллекции в рамках Недели высокой моды в Париже: 14 из них – это бренды с французской пропиской и производством (среди них Chanel, Christian Dior, Schiaparelli и Jean Paul Gaultier), есть бренды со статусом членов-корреспондентов, мастерские которых расположены не в Париже (Valentino, Elie Saab), а есть приглашенные участники вроде американцев Proenza Schouler и голландки Iris Van Herpen.
По материалам: vogue.co.uk
Читайте также: