Сара Бертон, пожалуй, один из самых сдержанных дизайнеров в мире. Но 14 февраля, в первый Недели моды в Лондоне, станет ясно, какой большой и продуманный подарок от Alexander McQueen она представила будущим дизайнерам. Бренд создал схему распространения неиспользованной ткани McQueen среди модных колледжей по всей Великобритании. Именно из этих материалов были выполнены выпускные коллекции студентов Вестминстерского университета и Central Saint Martins. "Мне очень повезло, потому что, когда я впервые попала на работу в McQueen, Ли помог мне найти ткани для моей выпускной коллекции, – говорится в заявлении Бертон. – Сегодня такая задача стала еще сложнее, если учесть ценность ресурсов и то, что они должны быть использованы должным образом".
Тот факт, что в архивах так много всего – сотни метров ткани от шифона и шелка до твида – восходит к тому, что с тех пор, как Бертон стала работать с Маккуином в 1996 году они "никогда ничего не выбрасывали!".
На данный момент материалы получили четырнадцать колледжей со всей Англии, Шотландии и Уэльса, а это означает, что у студентов теперь есть роскошные бесплатные ресурсы, которые академические круги не могут предоставить. "Вы начинаете изучать моду, фантазируя о создании своей коллекции, но вы не представляете, во что это обойдется, – говорит Стивен Стоки-Дейли, студент из Вестминстера, выступающий за поколение молодых людей, сталкивающихся с перспективой финансовых долгов. – Только через два года вы внезапно понимаете, что люди тратят от 10 000 до 15 000 фунтов на свои шоу, и думаете, как я себе такое смогу позволить?".
По сути, архив материалов – накопленный за 10 или 15 лет роста бренда Alexander McQueen – находится в открытом доступе студентам, которые учатся по всей Британии. А причиной тому, в значительной степени, является общеотраслевая практика фабрик по избыточному изготовлению тканей.
Идея скрупулезного архивирования и хранения каждого кусочка и образца была у Сары Бертон с первых дней. Одной из многочисленных ролей 23-летней выпускницы Central Saint Martins (Бертон была первым стажером бренда) была самозваного хранителя, который знал, где все находится в случае, если Маккуин требовал этого, помимо того, что она подавала ему булавки в мини-студии на Хокстон-сквер.
Знание того, что существует обширный внутренний архив, тщательно созданный с каждым сезоном, породило идею Бертон о создании цикла инсталляций в магазине Alexander McQueen в прошлом году. Такие выставки в открытом доступе раскрывают невиданные тонкости дизайна и командной работы, инициативы, которая превратилась в учебную программу, которая направлена на то, чтобы привести учащихся в магазин для структурированных учебных занятий. В настоящее время инсталляция "Розы" уходит корнями в прошлое, чтобы показать создание вдохновленных цветами дизайнов: от показа платьев из льна коллекции Бертон весна-лето 2020 года до цветочного платья с ручной вышивкой Ли Маккуина из коллекции весна-лето 1999 года.
Теперь идея перешла в дар практической помощи студентам в реализации их собственной работы. В каком-то смысле это пример того, как крупные компании пытаются устранить избыточное перепроизводство, которое накапливается во всей индустрии моды. Запасы первичного сырья лежат без дела повсюду: как на фабриках, так и хранилищах. Вместо того, чтобы выбрасывать ресурсы, на изготовление которых уже израсходовали материалы, и все процессы эмиссии углерода, филантропическое перераспределение является конструктивным шагом к созданию более ответственной круговой экономики, которую мода должна привести в действие.
Следует надеяться, что Alexander McQueen, возможно, не единственная компания, которая делает это, – но обнародование таких действий устанавливает приоритет в широко распространенной отраслевой культуре, которая обычно сохраняет свои секреты невидимыми. Благодаря утилизации тканей на региональной основе через британскую систему обучению студентов, которые приезжают изучать моду со всего мира, инициатива McQueen может достичь большего, чем в Великобритании. Однако на самом деле это система поддержки, которая находит отклик на международном уровне – в сочетании с климатической активностью нынешнего поколения, которая исходит от модных факультетов повсюду. Красивая, оригинальная мода может быть создана из того, что уже существует; студенты и начинающие дизайнеры уже являются лучшими сторонниками этой идеи. Когда корпорации объединяются с ними, это шаг к революции, которая должна произойти.
Текст: Sarah Mower