Мари-Клер Даве, руководитель направления устойчивого развития Kering, пришла в моду не потому, что была влюблена в мир fashion. Она хотела заботиться о планете.
Мари-Клер Даве любит цитировать СЕО французского конгломерата Kering (в портфолио которого входит 16 крупнейших модных и ювелирных домов вроде Gucci, Balenciaga, Saint Laurent, Boucheron и Ulysse Nardin) Франсуа-Анри Пино: "Мы делаем это не для того, чтобы продавать больше сумок".
Она пришла в компанию в 2012 году с поста советника министра экологии. "Мне всегда хотелось заботиться о планете. Я была на госслужбе пять лет, потому что она дает возможность влиять на национальную политику. Затем перешла в частный сектор – здесь вижу привлекательную возможность внедрять идеи устойчивого развития в структуру бизнеса, в случае Kering – на глобальном уровне. Мне кажется, сегмент роскоши задает тренды всей модной индустрии", – говорит Мари-Клер.
Понятие "устойчивого развития" впервые прозвучало на конференции ООН "Планета Земля" в 1982 году в докладе Гру Харлем Брунтланн (трижды премьер-министр Норвегии, в 1998–2003 годах – директор Всемирной организации здравоохранения), в котором определились три классических кита устойчивого развития: окружающая среда, экономика и социум. В Kering стараниями Мари-Клер сформулировали luxury-эквивалент: заботиться (о планете), сотрудничать (с людьми), создавать (новые бизнесы устойчивого развития).
К 2016 году Kering на 99,8 % отказался от использования токсичной пластмассы – поливинилхлорида. В 2017-м компания вошла в ведущий рейтинг устойчивого развития Global 100 издания Corporate Knights, заняв 1-е место в отрасли, – рейтинг был представлен на международном экономическом форуме в Давосе. Трижды была отмечена как "Лидер индустрии" по индексу устойчивости Доу – Джонса в секторе текстиля, одежды и товаров роскоши. В прошлом году Kering презентовал стратегию развития 2025 Strategy для брендов сегмента роскоши. В планах – сократить выбросы парникового газа в два раза и по разработанному Kering индексу EP&L снизить воздействие на окружающую среду на 40 %.
В штаб-квартире Kering в отреставрированном госпитале Laennec XVII века на левом берегу 1-й этаж занимает офис команды Мари-Клер из 25 человек (при этом у каждого бренда есть менеджеры по устойчивому развитию). Этичность уже вошла в состав ДНК качества продукта Kering. Чтобы этого добиться, пришлось убеждать не только делом (топ-управленцы брендов за введение мер устойчивого развития получают поощрительные премии), но и словом.
В голосе милой Мари-Клер, внешне похожей на изумительных в картинной статике героинь Катрин Денев, звучит металл – стоит только задать вопрос о том, какова цена сознательности для бизнеса. "Устойчивое развитие – это не возможность, а необходимость. Если мы хотим использовать зеленую энергию от солнечных батарей, в нее нужно инвестировать, но через два года счета на электроэнергию будут меньше. В нашем случае возврата инвестиций ждать придется немного дольше, но убрать хром и тяжелые металлы из процесса окрашивания кожи, к примеру, – это единственный выход, потому что в современном мире нельзя строить бизнес и не заботиться о планете".
Пока тест Маленького принца – объяснить ребенку в трех словах свое занятие – Мари-Клер проходит, что называется, со сносками. Ее 7-летний сын раньше думал, что мама заботится о пчелах (один из проектов Министерства был связан с перезапуском пчеловодства на юге Франции), а сейчас – защищает природу, людей и создает красивые вещи. "Объяснить понятие устойчивого развития не всегда легко, – соглашается Мари-Клер и называет своего главного союзника в деле информационной политики: соцсети. – Фото океана из пластиковых бутылок вместо воды действует эффективнее рассказа о необходимости охраны природы. Так же нелегко скрыть нарушения в производстве: всегда найдутся те, кто выложит доказательства в соцсети". В Kering нашли еще один способ. Во внутреннем дворе штаб-квартиры есть сад, и прошлым летом там появилась пасека (куда теперь без пчел!). Собранный мед запаковали в 160 элегантных баночек и вручают гостям в качестве сувенира сознательности.
Другие достижения этичной моды выглядят чеканным и плотным, как военный марш, парадом победной статистики. Kering уже представил десять проектов улучшения модной планеты по стандарту высшего качества – к примеру, "регенерированный" кашемир, который создается из отходов производства (в процессе не используются водные ресурсы и химические красители, кроме того, на 2 % снижается объем мусора всей компании). В распоряжении запущенной в 2013 году лаборатории инновационных материалов есть 2 500 образцов ткани, полученных на этически организованном производстве. В 2018-м проект запустили для часовой и ювелирной отрасли; первостепенная задача – избавиться от токсичного свинца в производстве.
Вооружившись девизом американского писателя Эдварда Эверетта Хейла "Пусть я не способен изменить все, но я сделаю то, что в моих силах", Мари-Клер инициировала программу инвестиций в стартапы, занятые разработкой инноваций для отрасли – технологий ресайклинга вискозы и полиэстера (проект Worn Again), а также в инкубатор технологических стартапов Plug and Play – Fashion for Good. В мае 15 стартапов этичного производства одежды и тканей после 3-месячной менторской программы будут представлены инвесторам. Кроме инициации профильных курсов в программах дизайн-школ Италии, Англии, Франции, США и Японии, в начале 2018-го Kering вместе с Лондонским колледжем моды запустили бесплатный онлайн-курс по сознательной моде на платформе futurelearn.com.
Предмет особой гордости Мари-Клер – подробно разработанный стандарт для поставщиков кожи и меха. "Группа не планирует отказываться от использования меха, но мы должны быть уверены в том, что его производство не наносит вреда экосистеме и отдельным особям. Также мы не планируем убирать экзотическую кожу из производства. Отказ от использования кожи с ферм Южной Азии приведет к усилению локальной безработицы, – говорит Мари-Клер. – Вы не можете сказать, что защищаете планету, если не будете заботиться о людях".
Текст: Татьяна Соловей