Бунт на подиуме: как борются с харассментом в модельном бизнесе

На фоне медийных кампаний против насилия над женщинами в модельном мире, до этого безмолвном, появились свои активистки.

image

"Я бы сказала себе 16-летней: наступит день, когда ты проснешься и не будешь чувствовать себя напуганной, станешь более уверенной и полюбишь себя", – говорит 26-летняя британская топ-модель Адвоа Абоа, которая за последние два года успела появиться на обложках итальянского, американского, британского Vogue и получить премию "Модель года" Британского совета моды. Дочь Камиллы Лоутер, основательницы агентства CLM (работает с Юргеном Теллером, Тимом Уолкером, Томом Крейгом и Кэти Гранд), и Чарльза Абоа – специалиста по подбору локаций для fashion-съемок, – возможно, обладала преимуществами перед другими девушками, но ценность ее не измеряется успешной модной карьерой.

Абоа – самый яркий пример модели-активистки, которая стала голосом нового поколения. Свою инстаграм-славу (на момент написания этого текста у нее 568 тысяч подписчиков) модель использует для того, чтобы "говорить о важном" – о проблемах современных подростков. Активистка движения женского empowerment открыто рассказывает о трудностях взросления – от наркотической зависимости до депрессии. Созданная ею в 2015 году платформа Gurls Talk – онлайн-комьюнити, где девушки всего мира могут обсуждать свои страхи и тревоги, – за два года существования вышла в офлайн. Благодаря Адвоа уже прошли две конференции с дискуссиями и воркшопами, на которых обсуждался широкий круг проблем и вопросов девочек-подростков, от гормонов до безопасного секса.

Если бы не флешмоб, многие даже повзрослевшие модели не задумались бы о том, что подверглись насилию

Поиск онлайн-интервью с Абоа приводит к поразительному контрасту. Перед роликом, в котором она должна говорить о планах интеграции своей платформы Gurls Talk в систему школьного образования, выскакивает реклама туши для ресниц. С экрана обещают, что она как раз и придаст мне тот самый фактор отличия, которым должна обладать каждая женщина. После чего слова Адвоа о том, как много девочек страдает от комплексов и депрессии в процессе осознания своей идентичности, кажутся более чем своевременным призывом к действию.

По инициативе модели Кэмерон Расселл в "Инстаграме" распространяется флешмоб #MyJobShouldNotIncludeAbuse ("Моя работа не должна предусматривать насилие"). До этого Кэмерон, 12 раз появлявшаяся на обложках Vogue, уже говорила о сложностях модельного бизнеса. Во время выступления на конференции TED Talks 2013 она призналась, что выиграла "генетическую лотерею", за которую ей пришлось расплатиться. Ей не очень приятно вспоминать о том, как соблазнительно она выглядела в 16 лет в рекламе нижнего белья. Тогда выступление не вызвало резонанса в индустрии. В октябре 2017-го Кэмерон призвала коллег поделиться историями о сексуальных домогательствах и насилии в fashion-бизнесе, отразив общее веяние времени выступать с массовыми медийными походами против насилия над женщинами. Истории о приставаниях и вынужденных съемках в обнаженном виде поражают своим тоном. Если бы не флешмоб, многие даже повзрослевшие модели не задумались бы о том, что подверглись харассменту.

Модельный активизм, помноженный на волну протестов против харассмента, дает немедленные результаты. "Да, индустрия теряет этот рок-н-ролльный легендарный дух с внезапными кадрами во время съемок, больше похожих на вечеринки. Но все же пользы от этого намного больше", – комментирует fashion-журналист, экс-обозреватель британского Vogue Харриет Квик новый свод правил издательства Condé Nast, касающихся работы с моделями, оглашенный в январе 2018-го. В нем среди прочих – пункты о том, что модель не должна быть младше 18 лет, нет – алкоголю и спонтанным фото в обнаженном виде на съемках, рекомендации моделям не оставаться наедине с фотографом.

"Ради приведения всего модного мира к этическим стандартам мы кооперируемся с другими компаниями, чего ранее в отрасли никогда не было", – рассказывает руководитель направления устойчивого развития Kering Мари-Клер Даве. В сентябре прошлого года Kering объединила усилия с LVMH и разработала устав сотрудничества моделей с брендами Dior, Marc Jacobs, Givenchy, Gucci, Saint Laurent и Alexander McQueen (в планах – имплементация стандарта во всю индустрию). Не младше 16, не меньше 34-го французского размера, наличие комфортного пространства для переодевания – вот лишь некоторые из пунктов устава. На другом берегу Атлантики Совет модных дизайнеров Америки CFDA в кооперации с новосозданной общественной организацией The Model Alliance, которая защищает права моделей, инспектировали примерочные на февральских показах Нью-Йоркской недели моды.

Модельный активизм, помноженный на волну протестов против харассмента, дает немедленные результаты

Реакцией на новые правила можно считать приложение Agent. Его цель – прозрачность: моделей можно букировать напрямую, они получают гонорар сразу после завершения работы, а вся клиентская база подвергается трехступенчатой верификации надежности, включая сведения о секс-домогательствах. CEO Марк Виллингам и сооснователь Дастин Диаз считают, что главным клиентом их приложения будут не сами модели, а их агентства, которые конструируют главные модельные карьеры в модном бизнесе. Все – ради наведения порядка в индустрии. И ради того, чтобы среди профессий, где бизнес строится на внешних данных, между подиумным образом и личностью девушек идеальных пропорций больше не ставился знак равенства.

Текст: Татьяна Соловей

Популярное на VOGUE