Награда H&M, шорт-лист LVMH Prize и финал конкурса Фестиваля моды в Йере – у бельгийского дизайнерского дуэта BOTTER большое будущее.
В июне прошлого года 33-летний дизайнер Рашеми Боттер (оба раза ударение на второй слог) показал свою первую коллекцию в рамках выпускного шоу fashion-отделения антверпенской Академии искусств. Темнокожие модели в хитроскроенных комплектах из костюмных тканей, бейсболках с надписью BOTTER и монструозных кроссовках выходили на подиум под Fragile – гитарную балладу Стинга. "Все были против использования этой композиции, – смеется Боттер, – но я знаю, когда приходят правильные идеи, – по телу бегут мурашки".
Такой же эффект произвела на публику выпускная коллекция дизайнера. Рашеми отправил на подиум парней в гавайских рубашках и деконструированных брючных костюмах, обвешанных рыболовными сетями и с водяными бластерами в руках. Яркие намотки из пластика разрушали историю о тропическом эдеме – они напоминали мусор, который засоряет мировой океан. Словно в подтверждение этой мысли из логотипа нефтегазового гиганта Shell на сувенирных футболках исчезла одна буква – теперь он читался как Hell, то есть "ад".
"Моя семья родом с острова Кюрасао в Карибском бассейне, мать Лиси – из Доминиканской Республики, – объясняет Боттер. – Почти всю жизнь мы прожили в Европе, но наши корни там, наши привычки оттуда родом". Культура Карибского бассейна и люди, живущие в регионе, – главный источник вдохновения дизайнерского дуэта Рашеми Боттера и Лиси Херребрух. "Там живут очень гордые люди – часто кроме этого чувства гордости у них почти ничего нет. Потому они всегда стараются наряжаться и выглядеть безупречно, даже когда за душой ни гроша. Европейцам такая манера одеваться может казаться позерством, но мы видим в этом красоту и хотим, чтобы другие научились смотреть на эту культуру нашими глазами".
Рашеми и Лиси, которая на 4 года младше Боттера, познакомились 10 лет назад в автобусе, который вез их на занятия в Амстердам из соседних деревень. С тех пор не расстаются. Когда Рашеми отправился изучать дизайн в голландский Арнем, Лиси поступила в Институт моды в Амстердаме. Пара воссоединилась на второй год обучения Боттера в Королевской академии искусств Антверпена. Тогда же они стали строить планы о запуске собственного бренда.
"У нас принципиально разное образование, – рассказывает Лиси. – В Амстердаме готовят к работе в больших компаниях, там сильна техническая подготовка, но студентов не стимулируют к саморазвитию". Боттер добавляет: "В Антверпене преподаватели выступают в роли менторов. Они не читают лекций в привычном смысле, а помогают найти внутри себя уникальный мир и развивать его". Сегодня вся компания, не считая двух интернов, – это Боттер и Херребрух. Рашеми отвечает за разработку эскизов, а Лиси, которая окончила курс дизайна женской одежды и до BOTTER стажировалась в кутюрном ателье Viktor & Rolf, – за их техническую реализацию. Лейбл носит имя Рашеми, но пара говорит о работе, используя коллективное "мы". В личном профиле Лиси в "Инстаграме" указано: "Основатель бренда и директор ателье BOTTER".
По словам Херребрух, учеба в разных школах пошла им на пользу: "В конце концов все сложилось как нельзя лучше. Рашеми силен в создании бренда, для BOTTER он придумал целый мир, а я умею создавать одежду, которая транслирует его идеи". Первое испытание дизайнеры BOTTER прошли на конкурсе молодых дизайнеров VFiles в сентябре 2016 года в Нью-Йорке. Студенческая коллекция Рашеми получила положительные отзывы в прессе, за которыми последовали предложения от байеров. Встал выбор – начинать собственное дело или продолжать обучение. На кону у Рашеми был курс Дирка ван Саена – звезды "антверпенской шестерки", – который курирует выпускные работы студентов факультета моды Королевской академии в Антверпене. Посовещавшись, решили поставить проект на паузу, чтобы дать Боттеру возможность закончить учебу. В ноябре 2017-го на первой церемонии вручения наград в бельгийской модной индустрии Боттер получил премию как "самый многообещающий выпускник Академии". В тот вечер вместе с Боттером за своими статуэтками на подиум поднимались Раф Симонс и Дрис ван Нотен.
Осенью дизайнеры BOTTER использовали денежный приз H&M, чтобы арендовать маленький шоу-рум рядом с офисом Acne Studios в Париже. "Мы даже не знали, что надо рассылать приглашения байерам", – смеется Херребрух. Вместо этого находчивые дизайнеры напечатали стопку флаеров и раздавали их публике перед показами Ann Demeulemeester и Dries Van Noten. "Мы не ожидали, что кто-то придет посмотреть нашу одежду", – говорит Боттер. В дебютный сезон коллекцию BOTTER закупили H. Lorenzo, брюссельский Smets и киевский концепт-стор The Icon.
В размеренном подходе Боттера и Херребрух к работе есть что-то подкупающе честное и одновременно старомодное. Они сами ведут рабочую переписку с байерами и прессой ("После VFiles нам пришлось научиться писать серьезные письма", – шутит Лиси), а вместо модного новояза о мерче и дропах используют слово "силуэт" – так, в духе французской кутюрной традиции, они называют свои вещи. К ажиотажу, который поднимается вокруг BOTTER, Лиси и Рашеми относятся с осторожностью. "Я не люблю хайп и на все происходящее смотрю как на возможность двигаться вперед, – говорит Херребрух. – Нам нравится все делать самим, но времени катастрофически не хватает. Так что LVMH Prize и конкурс в Йере случились с нами в очень подходящее время. Мы чувствуем, что готовы сделать следующий шаг".
Еще одна амбиция молодых дизайнеров – разработка женских коллекций и шоу в официальном расписании Парижской недели моды. "Мы столько раз проигрывали этот сценарий в голове, что знаем все до мельчайших деталей: как организовать показ, какую музыку выбрать и какие пригласительные разослать гостям", – с горящими глазами говорит Рашеми. Что-то подсказывает, что ждать осталось недолго.
Текст: Веня Брыкалин
Фото: Joe Lai
Стиль: Веня Брыкалин
Прически: Rimi @Walter Schupfer
Груминг: Khela @Call My Agent
Ассистент фотографа: Mauricio Beraud
Модели: Jason Harderwijk @Rock Men, Aliou Drame @16Men