Тверк – танец года
Самый нашумевший танец года – тверк. Бути-данс, или попросту танец попы, решила освоить и Маша Цуканова
"Господи, только бы меня никто не узнал", – я стою на четвереньках с по-собачьи поднятой ногой и трясу ею. Дело происходит на занятии по бути-дансу – первом для студии танца MyWay и для меня лично. Хотя тренировка только появилась в расписании, зал забит до отказа: настоящий ажиотаж. В других танцклассах, например на данс-холле, педагоги давно преподают элементы бути-данса, но этого клиентам уже мало: они хотят его в чистом виде.
Бути-данс – танец попы – окончательно вышел за пределы черных субкультур и превратился в мем мирового масштаба после того, как хулиганка Майли Сайрус взялась исполнять при каждом удобном случае одну из его разновидностей – тверк. Сначала она взобралась на сцену, где выступал рэпер Juicy J, чтобы потрясти ягодицами, потом станцевала в клипе We Can’t Stop и, наконец, на церемонии MTV VMA 2013. До настоящего тверка там было далеко, но шумиха вокруг него поднялась такая, что белые девушки наконец тоже почувствовали себя вправе шевелить попами.
Мой внезапный интерес к бути-дансу и пробные занятия в гигантской танцевальной студии MyWay – прямые последствия этого информационного цунами. Раньше в Киеве этот танец был известен разве что в узких кругах: последние пару лет его то тут, то там преподавали в небольших группах районные спортклубы и частные тренеры. Они осваивали основы бути-данса, пересматривая ролики в YouТube, – например, глядя на легендарных девушек из Twerk Team, изучали, как двигается тело, и на собственном опыте вычисляли, где надо напрячь и где расслабить, чтобы попа закачалась, как на экране.
Иначе обучиться бути-дансу было практически невозможно. Он сформировался на основе африканских народных танцев и уличных американских хип-хоп-баттлов – а в Украине ни того, ни другого, естественно, нет. Более того, как таковой этот танец оформился всего 20 лет назад и обрести академическую форму просто не успел: никакие гуру тверка с мастер-классами в Киев пока не наведывались.
Бути-данс родился в начале девяностых в черных кварталах Нового Орлеана – ровно там же и практически при таких же обстоятельствах, как джаз сотней лет раньше. Понятие "тверк" впервые документально зафиксировали в 1993 году – DJ Jubilee в треке Do the Jubilee All спел: Shake baby, shake baby, shake shake shake baby, shake shake shake. Twerk baby, twerk baby, twerk twerk twerk baby, twerk twerk twerk. И танец, и новое словцо быстро прижились, и мне в девяностые – хотя я и не знала тогда, как это называется, – MTV казался телеканалом про тверкающих темнокожих женщин.
И вот теперь с подачи Майли Сайрус тверкающая женщина – это я. На свое первое занятие я пришла в балетных лосинах с юбочкой, целомудренно прикрывающей бедра, и просторной футболке. Тренер с творческим псевдонимом Аня Гуарана этот наряд забраковала: лосины утягивают попу, что здесь совершенно противопоказано, а юбочка и широкая футболка закрывают обзор в зеркале, так что не видно, правильно ли я держусь и получаются ли движения. Подходящая одежда для тверка – короткие шорты по фигуре, свободные, но не болтающиеся, и топ – обтягивающий, а еще лучше короткий.
Я была абсолютно уверена, что бути-данс – плевое дело. Во-первых, уж что-что, а попа у меня имеется (и она без каких-либо усилий с моей стороны трясется в самые предательские моменты). А во-вторых, я обожаю танцевать: люблю музыку, движение, могу без малейшего допинга плясать до утра и даже не запыхаться. Однако через час я выходила с занятия, как побитая собака: мокрая насквозь, на дрожащих от перенапряжения ногах и с раздавленной самооценкой: у меня не получилось практически ничего.
Упрощенно говоря, суть бути-данса в том, чтобы присесть на широко расставленных ногах: эта поза обеспечивает пространство для маневра бедрами – и двигать ими. Танец бывает трех видов. Тот самый нашумевший тверк – острые точечные удары попой вверх либо вниз. Рамп-шейкинг – тряска. И наконец, хип-ролинг – круговые движения.
Уже сама исходная позиция – верный путь к крепатуре. В бути-дансе танцует попа, а не грудь, поэтому корпус нужно зафиксировать – то есть все время держать его в напряжении. Час в полуприседе – еще одно испытание. Ощутимого дискомфорта нет, но под конец тренировки ноги так перенапряжены, что уже не слушаются. И самое сложное – двигать бедрами так, чтобы попа оставалась расслабленной. Здесь должна работать некая неизвестная мне мышца в районе копчика, которую я в первый раз не смогла даже ощутить, не то что подключить к работе.
На теле тренера Ани Гуараны нет ни капли жира, но ее попа раскачивается и трясется все время. Это самая большая мышца на теле, поэтому тверкать могут даже худые. Моя попа значительно больше, но на первом занятии она так ни разу и не закачалась. В моем представлении работа тазом означает и работу попы тоже – а значит, она-то в первую очередь и напряжена. Как следует сосредоточившись, я пару раз сумела худо-бедно сделать единичное движение – толчок копчика с расслабленными ягодицами. Но когда Аня включила музыку и велела ежесекундно двигаться под сложный ритм, моя попа моментально напряглась и остолбенела. Амплитуду, которую должны были создавать бедра, я попыталась компенсировать за счет прогиба и движений грудью – и испортила все окончательно. Аня задала такой темп и так часто чередовала движения, что шанса разобраться у меня не было.
На собственном опыте я выяснила, что бути-данс – это тряски стоя, на одной ноге, сидя, лежа, в шпагате, в положении "упал – отжался" – попросту говоря, это умение тряхнуть попой в абсолютно любой позиции. В этом ключе киевские тренеры и преподносят свою дисциплину. Если в украинском ночном клубе девушка перейдет на чистый тверк, это покажется попросту вульгарным: у нас не тот контекст и не та культура. Но пару раз за ночь тряхнуть попой в танце – очень сексуально и к тому же модно. К этому умению и стремятся белые женщины, постигающие тверк.
Моя собачья поза с поднятой ногой, в которой мне хочется провалиться под землю от стыда, – одна из десятков поз в бути-дансе. Тренер кокетливо выставила неподвижную ногу в небо, и ее бедро как будто само собой закачалось. А я в этот момент позорно стряхиваю с поднятой ноги воображаемую блоху.
Самооценку мне вернуло индивидуальное занятие с тренером Анной Май. К ней я пришла уже подготовленной: во-первых, без иллюзий в отношении своих способностей, во-вторых, в коротких шортах и, в-третьих, с готовыми вопросами о каждом непонятном движении.
Анна занимается со мной в моем ритме – показывает каждое движение, пока я не пойму его механику. И главное, объясняет их природу. Оказалось, в бути-дансе все не то, чем кажется. Например, чтобы вдруг сами собой закачались бедра, когда я стою прямо и неподвижно, надо напрягать вовсе не бедра и не колени, а стопы – вправо-влево, вправо-влево – и трястись начинает верх ноги. Чтобы сделать главное движение тверка – подбросить попу так, чтоб она заколебалась, – надо представить, что на копчике лежит теннисный мяч, и подать его в потолок. Тогда напряжется та самая заветная крестцово-копчиковая мышца, а попа останется мягкой и пружинистой.
Анна объясняет: хотя бути-данс – танец попы, в нем важно с таким же усердием делать упражнения для пресса. Если перекачать ягодичную мышцу, она оттопырится назад, искривит осанку и испортит здоровье. Чтобы остаться прямой и здоровой, надо сбалансировать нагрузку спереди. А если есть проблемы с коленями и спиной, тверкать надо предельно осторожно, потому что на них здесь приходится основная нагрузка, – а лучше и вовсе выбрать себе другие танцы.
Я здорова, так что тверк мне рекомендован вдвойне. Это интенсивнейшая кардиотренировка, от которой всего за пару недель ноги и попа подтягиваются и приходят в тонус. Плюс бути-данс развивает пластику, улучшает осанку и придает уверенности в себе. А самое интересное – об этом мне в один голос заявили три тренера, с которыми я общалась, – женщины, танцующие тверк, в рекордные сроки становятся сексуальными, выходят замуж и рожают детей.
Индивидуальное занятие далось мне проще, но и оно оказалось изматывающим: я снова была насквозь мокрая, ноги болели, а диафрагму я перенапрягла так, что в какой-то момент стало больно вдохнуть. Однако я была довольна: это самая веселая и жизнеутверждающая тренировка, на которой мне когда-либо довелось побывать. И к тому же я по-новому увидела себя: смотрела в зеркало, как колышется и вздрагивает моя попа в коротких шортах, – и это не было ни вульгарно, ни уродливо. Это было очень сексуально.