Недавно открытый феномен – когда по коже пробегают сладкие мурашки от определенного звука, вкуса или изображения – называется брейнгазмом. Его исследовала Алена Пономаренко.
Я стою на примерке и нетерпеливо переминаюсь с ноги на ногу. Ольга Чайковская, хозяйка небольшого ателье, аккуратно закалывает подол моего будущего платья. Чтобы скрасить мое ожидание, она рассказывает о клиентах, которые получают в ее мастерской настоящее удовольствие: "Одни готовы стоять часами, пока я подгоняю вещь, и говорят, что, выходя от меня, чувствуют себя как после спа. Другие любят, когда я снимаю с них мерки и заношу их в карту. Третьим нравится шорох мела по твиду и звук, когда шелк и поплин я прокалываю булавками. Четвертые говорят, что могут бесконечно смотреть, как я подбираю пуговицы к пальто". Я оживляюсь: речь явно о брейнгазме, или АСМР, – автономной сенсорной меридиональной реакции, как интеллигентно именуют явление люди, которые его испытывают.
По информации сайта knowyourmeme, первое упоминание о брейнгазме появилось в 2007 году. Тогда на околомедицинском интернет-форуме пользователь описал приятное ощущение покалывания, которое возникало у него при взаимодействии с другими людьми. В "Фейсбуке" и "ВКонтакте" есть несколько профильных сообществ (в том числе закрытых), выпущены приложения для iPhone (их можно найти по аббревиатуре ASMR), а в 2012 году энтузиасты даже попытались создать АСМР-телевидение. У роликов на YouTube – сотни тысяч подписчиков.
Впрочем, при всей своей медийной популярности брейнгазм остается малоизученным явлением. На платформе для поддержки креативных проектов https://www.kickstarter.com/ объявили сбор денег на документальный фильм о нем, но собрать их так и не удалось. Прекратило существование самое популярное русскоязычное АСМР-сообщество. Научных исследований, которые бы определили природу явления, до сих пор практически не проводилось, феномен не описан ни в одном из учебников по нейропсихологии. Киевские клиники, в которых я попыталась пройти МРТ головного мозга в состоянии покоя и под воздействием внешних раздражителей, в исследовании отказали: сочли, что оно будет неинформативным.
В Украине об АСМР заговорили пару месяцев назад – после серии интернет-публикаций, с которых люди по ссылкам переходили на ролики, вызывающие брейнгазм. По запросу ASMR YouTubeвыдает больше миллиона видео. Некоторые ролики по популярности соперничают с клипами рок-музыкантов: у самого известного – около пяти миллионов просмотров. На нем пухлощекая девушка шепчет на английском фразы, практически лишенные смысла. Чистый поток сознания.
Впервые посмотрев ролик, я недоумевала. Пять миллионов просмотров? Это какая-то шутка? Я пыталась представить, как пять миллионов человек не сводят глаз с экрана, прислушиваясь к интонациям юзера Gentle Whispering, и в какой-то момент поймала себя на том, что шелестящие интонации девушки начали раздражать меня уже в новом контексте – приятном. Мои веки безвольно опустились, руки отяжелели, и я впала в состояние приятной истомы. Захотелось уронить голову и закрыть глаза – и это в разгар напряженного рабочего дня. Потом я вспомнила, что нечто похожее бывало со мной и раньше – в салоне, когда мастер перебирал мои волосы во время укладки или окрашивания.
Мой личный брейнгазм немного отличается от того, что испытывают другие АСМР-чувствительные люди. Они описывают свои ощущения как мурашки, покалывания или вибрации, которые возникают где-то на затылке, а потом сбегают вдоль позвоночника или распространяются по всему телу. Брейнгазм может возникать в ответ на совершенно неожиданные вещи. Кого-то приводит в сладкое оцепенение звук шелестящей крафтовой бумаги, в которую заворачивают покупки. Кто-то реагирует на щелканье мыши или клавиш на клавиатуре. Кто-то теряет волю в бытовых ситуациях, наблюдая за тем, как выполняется определенная последовательность действий: в супермаркете, когда кассир считывает штрихкоды; на приеме у доктора, когда тот методично заполняет карточку, переворачивая страницы и поскрипывая ручкой; у нотариуса, который сшивает бумаги и с характерным стуком ставит свои печати.
Говорить о брейнгазме с коллегами оказалось чрезвычайно занимательно. Продюсер Валентина Тарковская, как и я, млеет в парикмахерской. Fashion-директор Филипп Власов позволяет мне запустить руку в коробку, наполненную невесомыми пенопластовыми шариками, которую он держит на работе. Для менеджера по рекламе Татьяны Протасовой триггером является звук, который возникает при трении ногтя о гладкую прядку волос, а директор по рекламе Юлия Костецкая признается, что каждый раз ощущает мурашки в католических храмах, когда слышит звуки органа.
Принято считать, что для брейнгазма нужен триггер, то есть внешний раздражитель, – но это верно лишь отчасти. Существует еще один тип АСМР-реакций. Его можно вызвать с помощью духовных практик, молитвы и медитации. Нередко он появляется в ответ на собственные мысли человека. "Недобросовестные доктора во время операции заразили мою подругу ужасным вирусом, – рассказывает главный редактор Маша Цуканова. – Пока она болела, ее парень ежедневно был рядом в инфекционном отделении, держал ее за руку и всячески поддерживал. Ни одного обвинения, ни одного подозрения – только поддержка и забота. Так вот, когда она рассказывала о его заботе, у меня по телу бежали мурашки. Я часто так реагирую на новую информацию или неожиданные обороты речи".
Впрочем, клинический психолог Светлана Митрофанова считает, что большинство людей, способных испытывать брейнгазм, – аудиалы, то есть люди, лучше всего воспринимающие информацию на слух. На втором месте кинестетики – те, которым важны прикосновения, запахи и вкусы. Реже всего брейнгазм испытывают визуалы – те, для кого главное в восприятии – картинка.
Филипп Власов говорит, что испытывает брейнгазм, когда делает очередную татуировку, а вот ролики с шепотом вызывают у него отвращение. Машу Цуканову передергивает от АСМР-видеороликов, где делают фигурки из желеобразной резины. "Это потому, – объясняет Митрофанова, – что кинестетиков нередко раздражают аудиальные стимулы. Аудиалам, в свою очередь, могут быть неприятны кинестетические триггеры – поглаживания и прикосновения".
"У каждого свой триггер, надо только его найти, – говорит Дмитрий Домбровский, гипнолог, известный по многим ТВ-шоу о гипнозе. – И формируется он в раннем детстве". Странный на первый взгляд триггер – удовольствие от того, что твоими вещами пользуется кто-то еще, – имеет довольно простое объяснение. В младенчестве, когда мать убаюкивает, одевает, кормит – словом, максимально проявляет любовь и заботу, мы приобретаем опыт собственной значимости. Именно она пробуждается у некоторых людей от того, что без их вещей кто-то не может обойтись. А те, кому не хватает индивидуального внимания, компенсируют эту потребность просмотром видео с ролевыми играми, где герой играет роль врача, турагента, консультанта, друга и т. д. Ролики с шепотом приятны множеству людей потому, что у них есть неосознанные ассоциации со сказками, рассказанными матерью перед сном.
"Хотя "брейнгазм" – термин новый, само явление старо как мир, – говорит Домбровский. – Эйфорическое или умиротворенное состояние, которое наступает при воздействии внешних раздражителей, – разновидность трансового состояния". Чтобы ввести человека в транс, есть около сорока методов, описанных в научной литературе: поглаживания, колебания маятника, тепло, тихий мягкий шепот и т. д. Подобные приемы используют шаманы: ритмично бьют в бубен или, как в Амазонии, постукивают музыкальными веничками. Принцип прост: при ритмичных повторяющихся действиях левое, логико-вербальное полушарие мозга начинает "скучать", а правое, которое отвечает за эмоциональное восприятие, наоборот, включается полностью. "Мне довелось испытать эффект на себе, – продолжает Домбровский, – и я подтверждаю: техника работает. Люди, которые думают, что ничему подобному не подвержены, ошибаются. Дело лишь в триггере, на который они откликнутся".
"Анализируя ролики на YouTube, а особенно комментарии к ним, – говорит Светлана Митрофанова, – я пришла к выводу, что есть категория особо пристрастных поклонников АСМР. Это люди с недостатком общения, проблемами с социализацией, нехваткой персонального внимания и заботы. Ведь брейнгазм – это удовольствие, которое доступно всегда при наличии Интернета. И одна из основных потребностей человека – во внимании – косвенно удовлетворяется суррогатом: просмотром видео. Я глубоко убеждена, что это следствие технического прогресса, из-за которого большинство людей в душе одиноки. Ведь даже взрослому человеку необходимо минимум 14 объятий в день".
АСМР – не просто праздное времяпрепровождение. Ролики обладают определенным терапевтическим эффектом: помогают справиться с бессонницей, расслабиться и даже снять панические атаки. Насчет того, не вредно ли это, мнения психологов расходятся. Митрофанова считает, что погоня за брейнгазмом может стать опасной. Со временем особо увлеченные АСМР люди перестают получать удовольствие от привычных роликов и начинают часами искать новые источники. Это увеличение дозы – как при алкогольной зависимости или геймерстве. Абсолютно безопасны лишь универсальные триггеры вроде потрескивания поленьев в камине, шелеста волн и звука журчащей воды.