Вероятнее всего, в скором времени Украина запретит тестирование косметики на животных и расширит перечень запрещенных в бьюти-средствах ингредиентов до 1328. С соответствующим предложением вышел Минздрав. Проект Технического регламента на косметическую продукцию был вынесен вчера. По этому поводу вспоминаем исследование Оли Чайковской, которая использует только vegan-freindly косметику.
О днажды в Интернете мне попалось фото несчастного бигля в кандалах с подписью: "Стоит ли ваш крем его смерти?" Я лактовегетарианка уже восемь лет, не ношу кожу и мех лет с пятнадцати, но ни разу мне не приходило в голову, что косметика тоже может быть смертоносной для животных.
Оказалось, что может, еще и как. Я узнала, что многие косметические компании тестируют на животных не только сами средства, но и их компоненты. И если некоторым маркам достаточно одной серии тестов (потом они могут даже менять формулу средства без повторных испытаний), то бывают и такие, которые тестируют каждую партию продуктов. Тестами чаще всего занимаются специальные лаборатории, но у самых крупных и состоятельных компаний есть собственные. Мне они кажутся фабрикой пыток. Кстати, на собаках породы бигль на самом деле ничего не тестируют: слишком дорогое удовольствие, – а вот беспородные собаки, кролики, коты, мыши, крысы, хомяки и обезьяны часто становятся жертвами испытаний. Чаще всего тесты проводят на слизистых оболочках их глаз, ушей, носов. И на обритых, специально поврежденных участках кожи – так проверяют, не вызовет ли аллергии или раздражения новое средство.
Когда я решила, что пользоваться косметикой, из-за которой страдали звери, больше не хочу, возник вопрос: как и по каким критериям различать этичную и неэтичную продукцию? Есть международные нормы (которые устанавливает РЕТА, People for the Ethical Treatment of Animals, – самая крупная организация в мире по защите прав животных), но есть и критерии, которые каждый определяет для себя сам. Ну вот, например, производитель может тестировать свои средства по уходу, а декоративную косметику – нет. В соответствии с нормами РЕТА, компании, которые тестируют хотя бы некоторые свои средства, "белыми" называться не могут. Однако право каждого – решать, покупать только "этичные" средства или игнорировать всю продукцию марки в целом. Другой пример: косметика, которая включает в себя пчелиный мед и воск, а также производные молока, считается неэтичной для веганов, хотя при добыче молока или меда вреда животным не причиняют.
Блоги, форумы и сайты пестрят информацией о тестируемой и нетестируемой косметике, публикуются "черные" и "белые" списки марок-производителей, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что данные просто копируют с одного ресурса на другой, и так из года в год. Информация устаревает, но никто не проверяет достоверность и правдивость этих публикаций.
Не тестируют косметику и ее ингредиенты на животных главные косметические Дома – Chanel, Guerlain, Kenzo, Dior, Givenchy. Все тесты делаются In vitro (на искусственно выращенных клетках) и In vivo (на добровольцах)
Обычно на косметике из "белого" списка есть надписи Not Tested On Animals, Cruelty Free – или просто изображение кролика. На веганской ставят пометку Vegan. Заполучить такой значок на обороте флакона непросто. Достоверность информации и политику компании тщательно проверяет PETA и только после этого присваивает статус Cruelty Free. Но с "кроликами" – как со звездами Мишлен: их не дают навсегда. PETA тщательно и регулярно проверяет, как "белые" компании соблюдают этику. Яркий пример – немецкая натуральная косметика Lavera Natural Cosmetics. Продукты марки полностью соответствовали нормам Cruelty Free и были помечены "кроликом", но по какой-то причине однажды в состав детской клубничной зубной пасты добавили кармин (краситель из карминовой кислоты, которую производят самки жучков кошенили). Как только это случилось, РЕТА молниеносно отобрала у Lavera "кролика", хотя в целом марка как не тестировала свою продукцию на животных, так и не тестирует.
На официальном сайте РЕТА есть поисковик по названиям компаний (features.peta.org/cruelty-free-company-search), где можно проверить, этична ли их продукция. Конечно, не все мировые бренды проверены и есть в перечне, поэтому я часто провожу мини-расследования сама: роюсь в англоязычных источниках, а иногда даже пишу официальные запросы производителям. Они отвечают. Радостным открытием для меня стало то, что в 1998 году в Германии приняли закон, который запрещает проводить тесты на животных, а в ЕС и Израиле такой же действует с 2013 года. Главные косметические дома – Chanel, Guerlain, Kenzo, Dior, Givenchy – четко соблюдают требования ЕС, которые запрещают тестировать косметику и ее ингредиенты на животных. Все тесты делаются In vitro (на искусственно выращенных клетках) и In vivo (на добровольцах). "Особые отметки на упаковках, – объясняет Евгений Пономаренко, тренинг-менеджер Dior, – прерогатива масс-маркета".
Перейти на такую косметику в Украине оказалось не так-то просто. Прежде всего мне пришлось отказаться от привычки покупать то, что первым попадается на глаза. Косметический шопинг превратился в какой-то квест. Поначалу было сложно, особенно когда консультанты отказывались понимать, что именно мне нужно и почему меня смущает то, что косметика прошла тесты. Но за два года проб и ошибок я нашла "свои" бренды и теперь знаю, где покупать их продукцию.
Самым простым и доступным местом для покупок оказались магазинчики с натуральной, органической и аюрведической косметикой – "Эколавки". Сейчас их великое множество. Там продаются Organic Shop, Natura Siberica, Chandi и Himalaya. Это в основном косметика для тела, волос и средства по уходу за лицом. Сертифицированная Cruelty Free марка – Lush Cosmetics, официальные магазины которой есть в крупных городах Украины и представлены онлайн. Lush предлагает средства для ванной, душа, по уходу за телом и волосами. Как по мне, они пахнут слишком ярко, но репутация у них отличная.
Этичную косметику можно найти в магазинах крупных сетей вроде Eva, "Космо", Watsons и в некоторых аптеках. Это средства по уходу Nature’s Gate, Green Mama, Kiss my Face, Desert Essence, Eveline и косметика IsaDora, Gosh, Bourjois и NYX.
В Украине тоже есть производитель, который выпускает этически безупречную продукцию, – это лаборатория "Эльфа", где проводят микробиологические тесты и тесты на добровольцах (чаще всего это студенты-медики). Средства лаборатории "Эльфа" можно найти почти в любом торговом центре или аптеке – надо только запомнить ее бренды: "Зеленая аптека", Fresh Juice, Dr. Sante и BIO. Изучив сайт elfa.ua, я обрадовалась: оказывается, некоторыми средствами я регулярно пользуюсь, и уже давно.
Исследовательский интерес все разгорался, и моих находок мне уже не хватало. Тогда я отправилась в Интернет. Самым первым сайтом, на котором я заказала "дружественную" косметику, стал знаменитый iHerb. Там я познакомилась с отличной маркой E.L.F. У нее волшебные помады: увлажняют и хорошо передают цвет. Появились и другие фавориты: тени Urban Decay и Everyday Minerals, тушь и карандаш для глаз Beauty Without Cruelty.
Еще мне полюбился британский интернет-магазин eChemist.co.uk. Именно на eChemist я нашла жизненно необходимый мне крем под глаза Green People, увлажняющее молочко Dr. Hauschka и бальзам для губ Carmex, без которого теперь не представляю свою косметичку. Сейчас хочу опробовать новые маркеры для глаз марки FLOWER Beauty, которую основала Дрю Бэрримор. FLOWER Beauty официально сертифицирована Cruelty Free, равно как и декоративная косметика Circa, лицо и креативный директор которой – Ева Мендес.
Мне нравятся средства голландской марки Ellis Faas, которую основала профессиональный визажист Эллис Фаас. В Киеве они продаются в сети Каmаna. На сайте ellisfaas.com в разделе "Популярные вопросы" написано, что ни средства, ни их компоненты не тестируют на животных – их опробуют супермодели.
Каждая моя поездка в Европу сопровождается походами в местные галантереи и аптеки. Там я охочусь за чем-то новеньким, интересным и, конечно, этичным. Самые мои любимые (и доступные) марки – Alterra, Alverde, Lavera, Sante, Logona и Balea. У первых трех есть и средства по уходу, и декоративная косметика. Еще не так давно их можно было купить только за границей, сейчас они свободно продаются в Украине онлайн, хоть и дороже, чем в Европе.
Если косметику для домашнего пользования я выбрала довольно быстро, то с салонным уходом было сложнее: найти хорошего мастера не так-то просто, а отказываться от его услуг из-за средств, на которых он работает, не хотелось. Но идти на компромисс с совестью я уже не могла. И мне повезло: мой косметолог, такая же дотошная, как и я, пользуется средствами израильской марки Christina. Они полностью этичны, и об этом часто говорит основательница бренда Кристина Мирьям Зехави.