Интервью: парфюмер Chanel Жак Польж

14 июня свой День рождения празднует Жак Польж, выдающийся парфюмер, который почти сорок лет служит в Chanel и сочиняет ароматы-легенды. По приглашению Дома Chanel Алена Пономаренко отправилась в Грасс, где знаменитый Нос дал ей эксклюзивное интервью.

Жак Польж

Перед встречей с Жаком Польжем я волнуюсь. Без преувеличения, он – парфюмерный гений. Это именно месье Польж придумал мужские ароматы Platinum ?go?ste и Allure Homme Sport Eau Extreme, вышедший в этом году в удобной тревел-версии, и женские Chance и Coco Mademoiselle, ставшие бестселлерами с момента их поступления в продажу. Накануне я уговариваю себя не бросаться к нему с объятиями, а в день встречи не пользуюсь парфюмом – чтобы не раздражать чувствительное обоняние Носа.

Но опасения напрасны. На мой вопрос, не трудно ли ежедневно сталкиваться с громкими ароматами – кто-то курит, у кого-то слишком сильный парфюм, откуда-то слышны ароматы специй и готовящейся еды, –Польж говорит, что выключать свое обоняние ему вовсе не нужно. "Я уверен, что живу абсолютно той же жизнью, что и вы. У меня нет потребности принюхиваться ко всему вокруг. На прошлой неделе я вообще ничего не слышал носом, – из-за простуды. Мое единственное отличие от остальных людей – в том, что я понимаю, насколько важно обоняние. Вы, возможно, не отдаете себе отчет, но это важно и для вас. Потеряв обоняние, вы потеряете часть жизни".

Для Польжа, который в 12 лет переехал с родителями на родину парфюмеров, в Грасс, обоняние – это, пожалуй, вся жизнь. Здешние ароматы, которыми наполнен воздух, кажется, не оставляют иных опций при выборе профессии. Тем не менее, по окончании школы Жак отправился изучать английский язык и литературу в Экс-ан-Прованс. Но когда парфюмерная компания предложила ему попробовать себя в качестве Носа в Нью-Йорке, он не отказался. Сейчас просто страшно подумать, что если бы он принял тогда другое решение, у нас не было бы No.19 Poudre или La Pausa, Sycomore или Coco Noir. Он уверен, что в его профессии невозможно перестать учиться. "Моя работа – постоянное созидание", – говорит он.

Сам Польж почти не пользуется парфюмами. Делает исключения лишь изредка, для созданного им самим Chanel Allure Homme Sport Cologne, свежего мускусного аромата, который он распыляет не на кожу, а на одежду. "Тем не менее, – говорит он, – люди часто спрашивают, чем я пахну". Польж пахнет делом своей жизни – парфюмерными ингредиентами, с которыми он работает каждый день.

Помимо создания новых ароматов Дома Chanel, на Польже лежит еще одна ответственная миссия. Он назначен Хранителем формулы Chanel №5, самого известного аромата в мире, который вот-вот отпразднует вековой юбилей. В работе над ним парфюмер проводит много времени. Это звучит странно: казалось бы, вся работа уже проделана давно: формула придумана, технология известна. Но тут не все так просто. Chanel №5 должен оставаться неизменным, ровно таким же, как его придумал Эрнест Бо по заказу самой Мадемуазель. Для этого Дом арендует в Грассе цветочные поля, где растут роза сентифолия и жасмин, непременные ингредиенты №5. Цветы – органическое сырье, нежная и капризная субстанция. У них, как и у винограда, может быть не слишком удачный год; на их аромат влияет количество солнечных дней и осадков, ветер или слишком прохладная зима. Жак Польж тщательно контролирует все цветочное сырье и следит за тем, чтобы №5 благоухал так же, как и сто лет назад. Если учесть, что всего в №5 – около 80-ти ингредиентов, то работы у него невпроворот.

Мы говорим о том, что №5 не относится к очевидным ароматам, понятным каждому. Он взрослый, сложный, с характером и харизмой. "В нем есть тайна, – уверен Польж, – как и во всех остальных ароматах Дома". И признается, что, каждый раз создавая новый парфюм, мысленно тестирует его на загадочность. "С чего лучше начать знакомство с №5? – спрашиваю я. – Как начать его носить? – Попробуйте распылять его на запястья. Или пользоваться кремом для тела из этой серии. Я создал аромат, который называется Eau Premiere. Знаете такой? – скромно спрашивает он, как будто можно его не знать. –С него легче начинать. Кстати, Eau Premiere очень хорош для лета: он легче и свежее, чем классическая версия".

Я спрашиваю Польжа, как так случилось, что аромат со столетней историей до сих пор так популярен – и это в то время, когда ежегодно на рынок выходит от 600 до 800 новых запахов. "По многим причинам, –говорит он. – Я бы сказал, он по-прежнему современен. Флакон, название, абстрактный характер духов –все играет роль. Ведь каждая женщина, описывая №5, подберет свои собственные слова. И будет права. В нем есть что-то, что нельзя обозначить. Несмотря на свой очевидно цветочный характер, он не привязан к какой-то ноте или цветку. Каждая женщина может сделать его своим личным №5", – говорит Польж.

Под конец я не выдерживаю. "Трудно быть богом, Месье Польж?" – спрашиваю я. Польж иронично щурится и отвечает: "Конечно трудно. Если ты бог". А потом добавляет: "Но я не преуспел", – и хохочет вовсю.

Популярное на VOGUE