В конце лета в Киеве при участии Богдана Зубченко и Евгения Лазарчука открылся парфюмерный бутик Le Flacon. Там нет продавцов-консультантов, как в обычных магазинах. Помогать в выборе духов покупателям будут байеры и сами парфюмеры – люди, глубоко погруженные в тему и способные различить малейшие нюансы ароматов. Они намерены прививать украинцам культуру личных ольфакторных карт. Такие карты – нечто вроде персональных файлов, где расписаны вкусы клиента, его любимые ноты и аккорды. С ней можно потом всю жизнь безошибочно выбирать новые духи. Впрочем, существуют универсальные базовые правила выбора парфюма.
Самое выгодное место на полках парфюмерных магазинов – на уровне глаз. За него обычно борются косметические марки, и на него обычно смотрит покупатель, выбирая парфюм. Чтобы не упустить "свой" аромат, нужно помнить об этом и внимательно осматривать стенды полностью.
Лучше всего продаются ароматы, у которых привлекательные верхние ноты. Парфюмеры и маркетологи хорошо это знают. Именно верхние ноты слышны при первом знакомстве с продуктом, и именно они быстро улетучиваются, оставляя то самое первое впечатление, на которое часто ошибочно ориентируются люди.
Не стоит нюхать кофе во время знакомства с духами. "Это специальный маркетинговый трюк, – объясняют парфюмеры, – запутывающий обоняние". Потом вы не сможете различить базовые ноты, определяющие характер парфюма, – будут слышны только верхние, "продающие". Чтобы освежить обонятельные впечатления, правильнее всего пить воду. "Маневр с кофе, – говорят Зубченко и Лазарчук, – мог работать, пока не появились гурманские лакомые ароматы. Сейчас же кофе часто включают в состав композиций. Получается, что вы его услышали в аромате, а потом еще и в зернах. Все это только утомляет и сбивает с толку рецепторы. А вода – это физиологично и правильно: вы не только пьете, но и смываете молекулы запаха со слизистой оболочки, после чего легко нюхаете дальше".
Алгоритм подбора аромата может быть разным, но в финале парфюм всегда нужно "примерить" – нанести на кожу. Даже вода или подсолнечное масло на разной коже пахнут по-разному. Причины – гормоны, возраст, потребляемая пища и даже состояние нервной системы. Если оно изменилось, изменится и запах. "Есть такой знаменитый тест на розовое масло, – объясняет Богдан Зубченко. – Нанеся масло на кожу, можно выяснить, в каком состоянии человек пребывает. Когда он уравновешен, розовое масло отдает сладостью, если в стрессе, оно начинает кислить. К такому результату приводят гормоны, которые выделяются через поры кожи и смешиваются с маслом".
Аромат должен быть созвучен ситуации, времени, месту и даже стране пребывания. За этой расхожей фразой – большая историческая связка. "У каждой страны, каждой парфюмерной школы есть собственная традиция. Она часто сопряжена с кулинарией, – рассказывает Богдан Зубченко. – Так, во французской кухне распространены сыры с плесенью, вино, свежие фрукты, травы. А высшее проявление французской парфюмерной школы – шипровые ароматы, которые стартуют свежими цитрусовыми, проходят сквозь ноты амбры и лабданума и уходят в шипровую комбинацию пачулей и дубового мха. Так вот, лесная шипровая горечь идеально сочетается с заплесневелым сыром или с тяжелыми бархатными шторами в театре. А современные синтетические ароматы, которые пахнут морской свежестью или экзотическими фруктами вроде манго, будут спорить и с едой, и с обстановкой".
В созвучных Украине духах нет цитрусовых. "Если говорить об украинской композиции, я не начну ее с бергамота: ну не растет он у нас, – говорит Зубченко. – Очень легко начинать ароматы с цитрусовых (лимон, бергамот, лайм), но так пахнет не Украина, а Италия. В украинском аромате должны быть зеленые травы, свежие, сенные; чабрец (знакомый многим под названием "тимьян"); ягоды. В аромате с такими нотами можно пойти в ресторан и есть борщ или вареники на пару с вишнями либо творогом".
Есть неоднозначные вкусы и запахи. Хороший пример – сыры с плесенью или оливки, которые кто-то любит, а кто-то терпеть не может. В парфюмерии тоже есть свои парадоксы. Так, аромат белой лилии очень близок к аромату соленой ветчины, а в хорошем жасмине или фиалке есть различимая фекальная нота. "Парфюмерные маньяки считают, что если в жасмине нет фекальной ноты, то он получился коммерческим, лишенным души, – рассказывают парфюмеры. – На самом деле жасмин своим странным запахом привлекает опылителей. А многие люди его не переносят, подсознательно чувствуя эту "вонючесть"".
Сегодня модно говорить о натуральных ингредиентах в духах, но люди обычно не отличают синтетические молекулы от натуральных. "На своих мастер-классах я часто учу вычленять ноты из ароматов, – рассказывает Богдан. – Когда показываю какую-нибудь синтетику, все искренне восхищаются: "Ох, какая свежесть". А на мой взгляд, она пахнет чем-то неорганическим, вроде окисляющегося металла. Когда же я показываю дорогой и качественный абсолю марокканского жасмина, все морщатся, улавливая ту самую органическую ноту". На самом деле и натуральные, и искусственные ингредиенты в разных комбинациях дают совершенно разные результаты.
Покупая аромат, надо брать флакон, который спрятан поглубже. Это связано с тем, что во многих магазинах (особенно этим грешат дьюти-фри) стенды освещаются с помощью ламп, излучающих тепло. От него флаконы нагреваются, и запах разрушается. ""Правильные" лампы – те, что не нагреваются, но дают подсветку, – объясняют парфюмеры. – По ним можно отличить действительно хороший парфюмерный магазин от посредственного".