16 января родилась Сьюзен Зонтаг – писательница и философ, которая стала популярной на весь мир благодаря эссе "Заметки о кэмпе". Именно оно стало фундаментом всего этого течения, а Vogue UA выбрал 13 ключевых мыслей, которые помогут понять сущность этого стиля.
Впервые эссе "Заметки о кэмпе" были опубликованы журналом Partisan Review в 1964 году. Спустя два года Сьюзен Зонтаг включила его в сборник под названием "Против интерпретации и другие эссе" (Against Interpretation and Other Essays). Это эссе объяснило значение и посыл слова "кэмп" и определило его как эстетический феномен. В "Заметках о кэмпе" Зонтаг пытается анализировать сущность стиля, рассказывает о его истоках и наглядными примерами показывает, что собой представляет кэмп и где его можно встретить.
"Сущность кэмпа – в его любви к неестественному, искусственному и преувеличенному".
"Эти заметки посвящены Оскару Уайльду. Он писал: "Следует либо быть произведением искусства, либо одеваться в произведения искусства"".
"В широком значении "кэмп" – это некий вид эстетики, один из способов увидеть мир как эстетическое явление. Таким образом, кэмп нужно расценивать не с точки зрения красоты, а с точки зрения искусности, стилизации".
"Стиль "кэмп" пренебрегает содержанием или же преподносит такую точку зрения, где содержание не имеет значения".
"Кэмп – это не только определенный способ смотреть на вещи. Кэмп – это также качество, которое может быть свойственно объектам и поведению людей. Есть "кэмп" фильмы, одежда, мебель, песни, романы, люди, здания".
"Все, что является кэмпом – люди и предметы – в значительной мере искусственно. По своей природе ничто не может быть "кэмповским" изначально".
"Отличительный признак кэмпа – дух экстравагантности. Кэмп – это женщина в платье, сделанном из трех миллионов перьев".
"Кэмп – это искусство, целью которого является быть серьезным, но не восприниматься всеми как серьезное, потому что оно всегда выглядит "чересчур"".
"Кэмп – это эстетическое мировосприятие. Он воплощает победу стиля над содержанием, эстетики над моралью, иронии над трагедией".
"В кэмпе чувствуется серьезность (серьезность вовлеченности художника), а часто и пафос".
"Один из главных моментов кэмпа – развенчание серьезности. Кэмп игрив, антисерьезен. Точнее, кэмп подключает к "серьезности" новые, более сложные, смыслы. Он может быть серьезен во фривольности и фриволен в серьезности".
"Знаток кэмпа находит более искусные наслаждения. Не в латинских стихах и редких винах и бархатных халатах, а в грубом и распространенном наслаждении, в искусстве для масс".
"Кэмповский вкус – это, помимо всего, еще и вид наслаждения, высокой оценки. Кэмп ни в коем случае не осуждает. Кэмп великодушен. Он хочет наслаждаться. Он только выглядит злобным и циничным. (Если он циничен, то это легкий цинизм). Кэмп не утверждает, будто быть серьезным значит иметь дурной вкус; это не насмешка над тем, кто преуспевает в своей серьезности. Он учит лишь тому, как превращать в успех некоторые неудачи".