В Музее современного искусства Одессы представлен проект "Вчера, сегодня, всегда", посвященный жизни города на Черном море и творчеству его талантливых жителей различных периодов истории. Среди экспонатов выставки – уникальные работы, создатели которых – люди со своей историей. Куратором выставки выступил Андрей Сигунцов. В этом материале рассказываем о 5 художниках, которые так или иначе оказались в сложных перипетиях судьбы, но вышли из них с достоинством и продолжили свой творческий путь.
В конце ХХ века в украинской еврейской семье на свет появился малыш, который прославился на весь мир. Но его фамилию – Файнзильберг – вы вряд ли слышали, а вот имя французского художника Сандро Фазини – наверняка. С детства парень чувствовал в себе тягу к искусству и еще в юности начал рисовать для различных журналов. Тогда, в множестве зарисовок и обложек для альманахов, и родился псевдоним на итальянский лад – Сандро Фазини. В Одессе новоявленный художник создает работы практически во всех авангардных направлениях и фотографирует. Но после революции 1917 года для людей искусства наступают тяжелые времена. Тогда Сандро решает обезопасить себя и пытается эмигрировать, в итоге прорвавшись во Францию. Там путём проб и ошибок он громко заявляет о себе, став художником Парижской школы и экспериментальным фотографом. Но спустя несколько лет ситуация снова накаляется с приходом ко власти Гитлера. Художников-евреев начинают преследовать, а их работы уничтожать. В 1942 году Сандро Фазини и его жену арестовали и спустя два года казнили в Освенциме. На родине о судьбе художника стало известно сравнительно недавно и теперь он считается украинским деятелем искусства.
Из творцов, которые открыли себя и стали знаменитыми далеко за пределами родины, одна из самых ярких и неординарных личностей – абстракционистка Соня Делоне. Несмотря на спорные моменты её биографии, недавно было доказано, что родилась художница в Одессе в 1885 году. Детство, проведенное в живописных пейзажах за пределами города, определило мировоззрение Сары на всю её жизнь. В пять лет у девочки умерли родители и она стала воспитанницей дяди. Благодаря ему Сара много путешествовала, изучая художников всего мира. В 20 лет она решает жить и творить в Париже – центре искусств. Там, выйдя замуж за абстракциониста, она начала в своих проектах экспериментировать с цветом и формой, создав новое течение кубизма – орфизм. С приходом Первой Мировой войны художница постоянно мигрирует по Европе, но не останавливается в своём творчестве ни на секунду. По возвращению в Париж она начинает создавать не только картины, но и одежду, посуду и другие элементы промышленного искусства. В 1941 году муж Сони Делоне умирает, и в горе она начинает работать с удвоенной силой. Огромное количество её работ через некоторое время презентуют в Лувре и художница стала первой женщиной в мире, чья прижизненная выставка проходит в знаменитом музее. В Украине ее работы на вес золота и одна из них – в Музее современного искусства в Одессе.
Для художников-одесситов начало ХХ века было непростым временем – безопасность чаще всего могла гарантировать только эмиграция. "Принц акварели" и беллетрист Пётр Нилус любил свою родину и делал всё, чтобы не покидать её. А в Одессе его связывало многое – именно там художник еще в конце ХІХ века начал свой творческий путь в мастерской Кириака Костанди, а впоследствии стал членом товарищества Южнорусских художников и основателем Одесского литературно-артистического общества, постоянно издавая журналы и проводя выставки. В какой-то момент Пётр даже пошел на сделку с совестью и начал сотрудничать с большевиками, но это лишь ненадолго отсрочило необходимый отъезд. Вскоре, опасаясь репрессий, Пётр Александрович переехал в Восточную Европу, а после остановился в Париже. Там его романтические работы нашли широкое признание и Нилус провёл множество выставок в изгнании, так и не вернувшись больше никогда в Одессу.
Одним из самых ярких украинских художников-новаторов является Михаил Жук. Его работы в техниках офорт, ксилографии и линографии в своё время были достаточно спорны и непонятны. За всю долгую жизнь у Михаила Ивановича прошла всего одна персональная выставка. Творческая стезя в жизни Михаила определилась еще в детстве. Решив познать изобразительное искусство, в 1896 году 13-летний парень уезжает в Киев. Далее по плану была Петербургская академия искусств, но отца Михаила ссылают в Сибирь и молодой художник едет учиться в Краков. За отменную успеваемость юноша получает множество наград и грантов, но все заработанные деньги Михаил Жук вкладывает в освобождение отца. На Украине Михаил Жук занимается карьерой художника, рисуя множество портретов культурных деятелей и оформляя книги и журналы. Работы графика непонятны многим его современникам и они остаются в тени, ожидая своего часа. Параллельно Михаил Иванович начинает заниматься керамикой, преподавая в Одесском политехникуме искусств. В 30-е годы художника арестовало НКВД и ему пришлось оставить свою страсть – портреты. Тогда же Михаил Жук отдался преподаванию и керамике до конца жизни, держа взаперти свой талант.
Тернистым выдался и жизненный путь Теофила Фраермана. Многие факты его биографии до сих пор спорны и могут основываться лишь на предположениях. Тем не менее, достеменно известно, что родился Теофил в Бердичеве в 1883 году, вскоре переехал с семьей в Одессу и, подрабатывая маляром, мечтал заниматься живописью. Это и сбылось – Фраерман стал учеником Кириака Костанди. Через четыре года обучения он решил попытать судьбы в Мюнхене, а оттуда направился прямиком в Париж, причем есть сведения, что в это время у него не было ни гроша в кармане. Вступив в одну из художественных школ Парижа, Теофил поправил своё финансовое состояние – его творчество оказалось очень востребованным. Тогда молодой человек стал использовать псевдоним Тео Фра. В 1917 году он приезжает в Одессу, вероятно, из-за болезни матери. Вернуться назад ему уже не удастся. Теофил становится членом Общества независимых художников, позже – руководителем Музея западного и восточного искусства. Начиная с 1930-х годов, Фраерман подвергается обвинениям в "формализме" и "космополитизме" со стороны большевиков. Художника увольняют, не принимают в художественном обществе. Теофил боится с этих пор и до самой смерти показывать свои творения, опасаясь новых проблем. Сейчас картины Фраермана на вес золота. Практически все его произведения, оставшиеся в Европе, никогда не были найдены.
Ознакомиться с работами выдающихся мастеров-художников можно в Музее современного искусства Одессы на ул. Леонтовича, 5. Выставка продлится до 26 декабря. Стоимость посещения – 100 гривен.
Текст: Елена Побочий