В Нью-Йорке открывается большая ретроспектива Энди Уорхола

ART
14 ноября 2018

12 ноября в нью-йоркском Музее Уитни открылась ретроспектива Энди Уорхола. Самое интересное в ней то, что на выставке покажут ранние работы Уорхола: они сделаны в начале 1950-х, когда художник еще не был знаменит и подрабатывал, создавая рисунки для глянцевых журналов.

image"25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка", 1954

Весь мир знает, что Энди Уорхол был великим и очень популярным: все помнят его работу "Банка супа Кэмпбелл", которая в свое время была продана за 20 миллионов долларов; его разноцветные поп-артовские портреты Мэрилин Монро и Элвиса Пресли. Но что делал Уорхол, пока не стал знаменит? Ответ на этот вопрос, в том числе, дает выставка "Философия Энди Уорхола: От А к Б и обратно", названная в честь автобиографической книги художника. 12 ноября она открылась в музее Уитни и стала одним из главных арт-событий этого года. Чехословацкий Vogue уже посвятил этой выставке и Уорхолу декабрьский номер. Почему она так важна? Все просто – это самая большая за 30 лет ретроспектива короля поп-арта.

Энди Уорхол

Выставка заняла два этажа музея Уитни – в нее вошли 350 работ из десятка музейных и частных коллекций. Главным спонсором выступил бренд Calvin Klein. Еще в 2016 году, когда Раф Симонс только стал креативным директором марки, он заключил договор с фондом Энди Уорхола – и на три года получил неограниченный доступ к архивам художника. Летом этого года фотографии авторства Уорхола появились на коллекции белья Calvin Klein Underwear. Помимо этого, дом стал спонсором реставрации 102 холстов художника, а теперь поддержал ретроспективу в музее Уитни.

"Труман Капоте", 1956

"Уорхол очень современен. Живи он в нашу эпоху селфи, он бы отлично себя чувствовал", – говорит куратор выставки и друг художника Донна де Сальво. Уорхол был очень талантливым человеком, но при этом не боялся работы – более того, всегда говорил, что он художник коммерческий и всегда им был. В 1949 году ему был всего 21 год: выходец из семьи эмигрантов из Словакии, он переехал в Нью-Йорк и погрузился в работу. Довольно быстро Уорхол, графический дизайнер по образованию, стал одним из самых популярных на Мэдисон-авеню иллюстраторов. Он был штатным иллюстратором в Vogue и рисовал рекламные кампании для брендов – например, долго сотрудничал с крупной обувной кампанией I. Miller & Sons, помогая ей выйти на более молодую, современную аудиторию.

In the Bottom of My Garden, 1956

Выставка разделена на 20 секций и охватывает все, чем занимался Уорхол: иллюстрации и поп-арт, шелкографию и печать на серебре, кино, фотографию и тиражное искусство. "Он был невероятно плодотворен", – замечает кураторы. – Но в некоторых даже поздних его работах чувствуется усталость от того, что ему приходилось делать портреты богатых людей ради заработка". Художник был частью нью-йоркского светского общества, близким другом Лайзы Минелли, Элизабет Тейлор, Мика Джаггера, Трумена Капоте. Но, по словам куратора Донны де Сальва, он был "участником-наблюдателем: камера была, с одной стороны, способом отступиться и посмотреть на процесс со стороны, а, с другой стороны, войти в эту кампанию легко и естественно".

"Обнаженный мужчина", 1957

Выставка будет работать в Музее Уитни до 31 марта 2019 года.

Популярное на VOGUE