Эксклюзив: все о выставке "Иду и возвращаюсь"

ART
13 декабря 2016

До 15 января в Национальном художественном музее проходит уникальная выставка – избранные работы из коллекции "Градобанка". Это семьдесят работ современного украинского искусства –  от 1980 до 1995 годов, от Александра Ройтбурда до забытых имен. О том, чем уникальна выставка "Ухожу и возвращаюсь", Vogue.ua рассказали ее куратор Оксана Баршинова и генеральный директор музея Юлия Литвинец.

imageРабота Глеба Вышеславского

"Ухожу и возвращаюсь" – так символично называется новая выставка. Это часть коллекции, которую музей получил от "Градобанка". История эта длинна, полна бюрократических заморочек и почти детективных подробностей, но коротко суть ее выглядит следующим образом. Коллекция уникальной художественной ценности была собрана специалистами банка с 1991 по 1994 годы. В  ней – работы Пикассо, Дали, Кандинского, а также редкие произведения современного украинского искусства. В 1996 году под залог этой коллекции банк взял кредит в Нацбанке;  в 1996 году он был обьявлен банкротом, а Нацбанк принял решение о передаче коллекции в собственность государства. В 2007 году судебное решение предписало передать коллекцию Национальному художественному музею, и только спустя несколько лет, в сентябре 2016 года,  команда НХМУ наконец получила к ней физический доступ.

 

"На подготовку выставки у нас было всего два месяца, большую часть которых заняли реставрационные работы, чистка картин от пыли, осмотр состояния сохранности", – говорят директор музея Юлия Литвинец и куратор выставки Оксана Баршинова. 

Какие работы вы успели провести?

За такой короткий период – почти никаких. А те, что провели, касаются в основном "забытых" имен украинского искусства. Что это значит? Во время подготовки мы обнаружили работы художников, которые были очень популярны в начале 90-х годов, и поэтому Эдуард Дымшиц, эксперт "Градобанка", приобретал их для коллекции, но потом их имена были совершенно забыты. Вот, например, художник Михаил Крельман и его работа "Шахматный спор" 1992 года. Мы не могли не включить ее в нашу выставку, потому что она очень интересна и дает  полное представление об искусстве той эпохи. Известно, что Крельман,  популярный в 1990-е годы, сейчас живет в Израиле, занимается духовными практиками и отошел от искусства. Есть целый пласт забытых имен! Мы  работали фактически как детективы, разыскивая дополнительную информацию у коллег и знакомых художника.

"Шахматный спор", Михаил Крельман, 1992 г.

В чем главная ценность коллекции, которая принадлежала "Градобанку"?

Дело в том, что современное украинское искусство очень слабо представлено где-либо, помимо Киева: все распорошено по одиноким музеям, которые, в свою очередь, имеют очень случайные и обрывочные коллекции, и чтобы составить полное мнение об эпохе, нужно провести серьезную исследовательскую работу. Эта коллекция дает возможность увидеть  вещи, которые давно выпали из нашего внимания. Благодаря ей целый период украинского искусства возвращается к нам.

Мы работали фактически как детективы

На первой выставке представлено около 70 картин. Это только часть современного украинского искусства, которое собрали Дымшиц и "Градобанк"?

Да, мы выставили "крохи". Экспозицию можно было увеличить  в 3-5 раз минимум. Основной части работ требуется серьезная реставрация. Картины пролежали более 20 лет в помещениях, не предназначенных к хранению художественных произведений. 

Графика Пабло Пикассо, Марка Шагала, Пауля Клее, Жоржа Брака и др.

Когда вы начали исследовать коллекцию, были ли какое-то разрушение стереотипов, лично для вас как для кураторов?

Мы все привыкли к тому, что конец 80-х – начало 90-х – это, во-первых, Новая волна, а, во-вторых, арт-группировка "Живописный заповедник" с Тиберием Сильваши и Анатолием Криволапом во главе. Но выставкой "Иду и возвращаюсь" мы как раз и хотели преодолеть этот схематизм в восприятии постперестроечного искусства. Тем более, в коллекции "Градобанка" есть работы художников, которые выходят за рамки этих границ. Постперестроечное искусство в Украине – это взрыв: появляется огромное количество молодых художников, которые ищут и экспериментируют в области тем, формы и образов. Тотальный период обновления!

Но коллекция "Градобанка" – это не только украинское искусство...

Да, коллекция большая: есть работы 19-го века, украинские иконы, европейская графика, в частности, Пикассо и Дали, вазы, скульптуры, посуда. Но если говорить о самой интересной части, то это все-таки современное украинское искусство. За четерые года Эдуарду Дымшицу удалось собрать работы самых "модных" художников того времени, которые сегодня, спустя 20 лет, стали классиками – от Чичкана до Гнилицкого. По идее, эту коллекцию в те годы должен был собирать Национальный музей,  но не мог в силу соверешенно очевидных экономических и политических причин. Прекрасно, что были бизнесмены и меценаты, которые понимали ценность искусства.

 

По сути, сами художники и породили феномен корпоративных коллекций?

Точно! Мы как раз и заостряем внимание на том, что сам "Градобанк"  и его коллекция не появлились бы, если бы не поколение молодых людей, и художников в том числе, которые расшатали всю советскую систему. Их искусство стало маркером социально-экономических изменений в стране. Это поколение, по сути, и породило феномен корпоративных коллекций. Своим творчеством, поиском новых форм презентации своих работ они заложили основу для появления новой инфраструктуры искусства вообще.

Это поколение, по сути, и породило феномен корпоративных коллекций

Какие ваши личные кураторские открытия?

Илья Чичкан, безусловно. Вот, посмотрите – Оксана Баршинова показывает на работу Чичкана "Любовница Кирилла" 1991 году.  - Вы бы узнали в этой пышной работе стиль Чичкана? Нет? Думаю, мало кто узнает (смеется). Также Михаил Крельман, о котором я уже говорила. Работы Владимира Бовкуна поразили разнообразием формальных приемов. 

"Любовницы Кирилла", Илья Чичкан

 

Можно ли на основе коллекции создать наконец Музей современного искусства, о котором так долго говорят в арт-среде?

Так и происходит. В нашем музее находится самая репрезентативная коллекция отечественного искусства – от древности до сегодняшнего дня. И вполне логично, что мы формируем коллекцию современного искусства. Мы не делаем купюр и ничего не опускаем: все интересное, характерное и показательное должно быть в нашей коллекции. Передача этой коллекции НХМУ значительно обогащает собрание произведений второй половины ХХ века. Мы очень надеемся, что амбиций государства будет достаточно, чтобы на базе НХМУ в будущем открыть Музей современного искусства Украины.

Фото: Алина Красиева

Популярное на VOGUE