В Милане открылась выставка, посвященная художницам-феминисткам

ART
9 апреля 2019

Революционные перемены, начатые феминистскими движениями, вспыхнули на социальной, политической и художественной сценах в 1970-х годах, глубоко перенастроив гендерную динамику и политику. Это бесстрашное творческое, радикально настроенное поколение проложило путь к тому, чтобы голоса женщин были услышаны, а их права признаны.

imageЛибера Маццолени, 1977

В знак уважения к этому революционному моменту в Центре современного искусства в Милане открылась выставка "Неожиданный предмет: искусство и феминизм 1978 года в Италии" (The Unexpected Subject: 1978 Art and Feminism in Italy). Это первая выставка об отношениях между феминистскими движениями и изобразительным искусством в Италии, катализатором которого стал 1978 год. В этом году итальянский парламент утвердил закон, регулирующий добровольное прерывание беременности, ему предшествовали референдум о разводе и реформа семейного права. Жесткие акции женских организаций и феминистских групп радикально изменили итальянское общество.

Мир искусства был одной из движущих сил женской активности, пытающейся сломить патриархальное влияние. Искусствовед Карла Лонзи считается одной из самых влиятельных сторонниц движения. В 1970 году она основала вместе с художницей-абстракционисткой Карлой Аккарди радикальную группу под названием Rivolta Femminile ("Женское восстание"), а в 1974 году опубликовала феминистский манифест Sputiamo su Hegel ("Давайте плюнем на Гегеля"). Следуя по ее стопам, в 1978 году почти 80 женщин-художниц впервые представили свои работы на Венецианской биеннале. Выставка под названием "Материализация языка", курируемая Миреллой Бентивольо, была громко раскритикована. Ее назвали Il Ghetto Rosa ("Розовое гетто").

В экспозиции миланского Центра современного искусства, куратором которой выступают Раффаэлла Перна и Марко Скотини, представлены работы более 100 художниц: видеоролики, фотографии, перфомансы и смешанные медиа. Изобилие форматов демонстрирует провокационные, но элегантные эксперименты.

Среди множества знаковых работ, представленных на выставке, выделяются вербально-визуальные ансамбли Кэти Ларокка и Люсии Маркуччи; черно-белые снимки фотографов Паолы Маттиоли, Лисетты Карми и Либеры Мазолени; причудливые, но тревожные произведения Клемен Паррокетти и Дианы Бонд.

Также весьма остро и напряженно выглядит работа Бьянки Пуччарелли ака Томазо Бинга. В серии фотографий 1976 года Scrittura Vivente ("Живое письмо") она запечатлела себя с подругой Веритой Монселлес, создав из обнаженных тел буквы. Изображения были выбраны креативным директором Dior Марией Грация Кьюри как украшения павильона, установленного в садах Музея Родена в Париже для презентации коллекции Dior осень-зима 2019/2020.

Clemen Parrocchetti, 1974

Кьюри, преданная феминистка, сыграла важную роль в спонсировании выставки. "Став первой женщиной, возглавившей Dior, я столкнулась с тем, что значит быть женщиной в мужском мире, мне пришлось задуматься о женственности и о дизайне для женщин, – сказала она. – Женщины-художницы с их опытом и видением помогают нам понимать и лучше "читать" самих себя; они определенно вдохновили меня задуматься о моей миссии. Нам еще многое предстоит сделать. И, возможно, мода с ее популярностью поможет донести наши идеи".

Выставка "Неожиданный предмет: искусство и феминизм 1978 года в Италии" проходит в Центре современного искусства в Милане с 4 апреля по 26 мая 2019 года.

По материалам: vogue.com

Популярное на VOGUE