Vogue UA выбрал трех молодых художниц, за которыми арт-мир будет следить в этом году.
Калифорнийка Петра Кортрайт – главная звезда постинтернет-искусства. Она прославилась в 2007 году, когда залила на YouTube свое видео, высмеивающее культуру интернет-мемов и домашнего видео, производимого блогерами в немыслимых количествах. Главная героиня – сама Петра, которая записывает себя на веб-камеру и одновременно с этим применяет к своему портрету примитивные и даже абсурдные визуальные эффекты, ею же придуманные: цветы, собаки, кошки, куски пиццы, мороженое. Сегодня vvebcam Петры Кортрайт изучают в художественных вузах по всей Америке – как знаковый пример видеоарта XXI века.
Утро Петры начинается с Pinterest: художница листает сотни, тысячи фотографий, пока не находит правильную, которая и послужит ей основой для работы. Этот снимок она меняет до неузнаваемости: рисует по нему широкие и живые мазки в фотошопе, пока материал полностью не трансформируется в абстрактный пейзаж. "Я никогда не смогла бы писать традиционные картины. А что если я хочу сделать шаг назад и удалить мазок?"
Визуально картины Кортрайт, которые она позже распечатывает на алюминиевых листах, напоминают работы импрессионистов. Эти яркие, с видными мазками, интернет-пейзажи – современная реинкарнация картин Моне. Петра работает быстро и признается, что скорость помогла ей добиться успеха в мире искусства. Продает свои картины она тоже достаточно своеобразно: цена зависит от того, сколько человек просмотрело ее коллажи или видео в Интернете.
Для арт-номера Vogue UA Кортрайт сделала спецпроект: взяла за основу кадры фотографа Джека Уотерлота – и всего за несколько дней превратила их в сочные и красочные цифровые картины. Так же быстро в 2015-м она создала серию видеоработ для Стеллы Маккартни. Несколько лет назад Стелла увидела в Интернете работы Петры и договорилась с ней о встрече в Нью-Йорке. Их коллаборация – серия видео, в которых изображение Кортрайт, одетой в вещи из последних коллекций Stella McCartney, подвергается цифровой обработке в ее фирменной манере.
Петре только исполнилось 30, но за ее плечами – внушительный список достижений: более 30 групповых и 15 персональных выставок, а также участие в ключевых биеннале – Венецианской (2009) и Лионской (2013).
Фото художницы: Hao Zeng, работы предоставлены Petra Cortright
Канадская художница Сара Цвийнер экспериментирует с форматом и стилем, сочетая винтажные фотографии и объекты с современными техническими приемами. Синтез ретро и футуризма, аналогового и цифрового, создает характерную эксцентричную манеру на грани китча.
"Как фотография влияет на то, что мы видим и что хотим видеть, – это тема, которая сегодня занимает и вдохновляет меня больше всего", – говорит Сара Цвийнер. Работы художницы легко узнать благодаря главному приему: в них всегда присутствует антиквариат. Это может быть как старинная фотография, так и древние раритеты, которые она фанатично разыскивает по всему миру или на eBay, – например, страницы из букинистических энциклопедий или винтажная реклама. Цвийнер фотографирует свои находки, а затем обрабатывает фото при помощи современных программ. При этом, несмотря на технологические новшества, ей всегда удается сохранить "сердце" антикварного объекта или фотографии.
Первый арт-опыт Сара получила в The New York Times, где работала графическим дизайнером. Там, по словам художницы, она научилась комбинировать "литературную составляющую, изображение и собственное писательство" – и постепенно занялась чистым искусством.
"Помню, в начале моей художественной карьеры мне очень хотелось создавать что-то осязаемое, до чего можно дотронуться", – вспоминает Сара. Ее дебютным арт-проектом стала книга "Энциклопедия китча", над которой она работала четыре года: начала в 23, а опубликовала в 27 лет. "В этой книге я собрала тексты разных авторов – Милана Кундеры, Ролана Барта, Жана Бодрийяра – и немного собственных размышлений о взаимосвязи китча и изображений. Например, Кундера считает, что китч – это значения, сквозь которые весь накопленный человечеством опыт дистиллируется до более простых, сентиментальных мотивов. Все три автора как будто дискутируют о современном мире изображений, тех значениях и обстоятельствах, через которые он преподносится, а иногда – идеализируется".
Литературная составляющая играет большую роль во всех проектах Цвийнер. "Моим любимым предметом в университете была литература, и все свои работы я создавала и создаю под ее влиянием, – говорит Сара. – Скажем, мой последний видеопроект исследует значение изображений. Существуют различные теории на этот счет, и в своей работе я исследую три версии: вариант ученых, вариант феминисток и мои собственные мысли по этому поводу".
Сара – специалист по старинной фотографии: работая над "Энциклопедией китча", она просматривала снимки в огромных количествах и благодаря этому поняла, "насколько наш сегодняшний мир и его восприятие обусловлены развитием фотографии. Я читала об этом и раньше, но, только занявшись историей фотографии вплотную, осознала весь масштаб".
Фото Сары Цвийнер: фото Evgeniy Popov. На Саре: платье, Tom Browne, осень-зима 2016/2017. Стиль: Stefaniya Chekalina. Прическа: Andrea Grabher. Визаж Aya Nihei. Ретушь: Tatyana Chebotareva
Это интервью детройтская художница Марго Воловиец дает по пути из Нью-Йорка в свой родной город, где у нее своя студия и, кажется, более комфортный для работы климат. Воловиец – абсолютно самобытная молодая художница: каждую свою картину она ткет на специальном станке. Ее арт-объекты – это идеального качества гобелены: такие легко представить во флорентийском дворце Медичи.
"Я заинтересовалась ткачеством, когда заканчивала учебу в Чикагской школе искусств. Увлек меня не столько сам процесс, сколько его история и идеи, которые его окружают. Например, слово "текст" имеет латинские корни и происходит от texere – "ткать". Самим словом "ткать" мы тоже пользуемся в повседневной речи в самых разных ситуациях: можем сказать, например, "мысли сотканы". Эта лингвистическая связь меня очень возбуждает".
Фотографии Воловиец собирает с помощью автоматических алгоритмов – по заданным хештегам или геотегам. Марго самостоятельно разработала алгоритм, который объединяет разные приложения и сохраняет фото по заданным критериям. Выборка зависит от темы и предмета исследования – к примеру, в последних объектах художница делает акцент на ландшафтах и "трендовых" местах отдыха. "Это сродни фантазии эскаписта – делать "портреты" местности, запечатленной в социальных медиа". Когда фото загружаются в специально отведенную папку, Марго лично приступает к анализу и отбору – это уже интуитивный процесс.
"В ткачестве действует тот же принцип бинарной логики, что и в работе компьютера, – говорит Воловиец. – Ткацкий станок – это механическое устройство, которое создает полотно с помощью комплекса с неповторяющимися паттернами. Эта же система перфокарты легла в основу первых компьютеров – с так называемым аналитическим двигателем. Связь между компьютерами и ткацким станком – источник огромного вдохновения для меня".
Фото: предоставлены Марго Воловиец