Новый арт-номер украинского Vogue посвящен вопросам самоидентификации и принятии себя. Его заглавную историю создал фотохудожник Пол Мпаги Сепуя. Рассказываем подробности создания этого проекта.
Работы американского художника Пола Мпаги Сепуи композиционно напоминают классические студийные портреты и автопортреты, которые снимали фотографы конца XIX – начала XX века. Камера, штатив, черная драпировочная ткань. Совершенствуя их, он периодически добавляет зеркала или напечатанные фрагменты своих предыдущих работ – соединяясь, они создают ломаное изображение, похожее на коллаж. Сепуя не вытирает начисто зеркала, которые использует, потому что не хочет, чтобы фотографии выглядели цифровыми коллажами, – пристальный взгляд заметит их несовершенства вроде отпечатков пальцев или ладоней. Художник также не ретуширует снимки, показывая жизнь как она есть. Модная сейчас намеренная естественность была свойственна его работам всегда. "Я начинал с автопортретов, – вспоминает Пол, первые выставки которого состоялись больше десяти лет назад. – Также в кадре всегда присутствовали ткани. Изначально это было постельное белье, которое служило фоном для работ; оно напоминало мне о старых фотоателье. Затем я начал использовать большие отрезы драпированной черной ткани". Идея же с отражениями появилась в 2010-м, когда Сепуя принял участие в арт-резиденции и работал там в мастерской, – он искал способы отображения своего личного мира.
Главные герои работ Пола – его друзья и любимые. Художник не ставит целью что-либо доказать зрителю, а документирует свою жизнь и важные для него отношения – они же являются для Пола неисчерпаемым источником вдохновения. При этом Сепуя принципиально не работает с профессиональными моделями – ему важно сохранить и передать всю интимность момента, показать настоящие чувства. "Глядя на свои старые работы, я сразу вспоминаю, как они были сделаны: ситуации, атмосферу, разговоры. Но не могу сказать, что это ностальгия, – признается Сепуя. – Фотографии способствуют некоторой сентиментальности. Каждая работа – не только обо мне. Она основывается на большом количестве совместных обсуждений, и каждый из участников может привнести в нее свой эмоциональный ответ, свои воспоминания и опыт, полученный за время, проведенное вместе".
Вот уже пять лет художник работает в Лос-Анджелесе, куда переехал после 14 лет жизни в Нью-Йорке. Там о персональной студии он мог только мечтать, а на западном побережье она есть, кажется, у любого желающего. "Мастерская – это место, где всегда можно подумать", – утверждает Пол. Лос-Анджелес стал главным центром миграции художников со всей страны, но прежде всего из Нью-Йорка: сравнительно невысокие цены на недвижимость сделали его новой художественной столицей США.
Переезд пошел на пользу карьере Сепуи. Его аудитория сильно поменялась три года назад: старые друзья остались, но к ним прибавилось много новых людей, узнавших о его работах благодаря громким групповым выставкам в знаковых американских культурных центрах. Важной была Being: New Photography 2018 в MоMA, но по-настоящему особенной для художника стала Trigger: Gender as a Tool and a Weapon в New Museum, куда куратору удалось включить работы Сепуи нью-йоркского периода. Выставка открылась в сентябре 2017-го и сумела контекстуализировать поколение, представив художников, с которыми Пол был знаком много лет. С одними он когда-то снимал мастерскую, с другими близко общался. Они учились друг у друга, при этом все работали с разными выразительными средствами – видео, фотографией, инсталляцией. Важным стало и участие в Whitney Biennial 2019, где традиционно были представлены работы знаковых американских художников. Пол сетует, что часто аудитория не воспринимает искусство до тех пор, пока оно не становится достаточно популярным. Так, в Нью-Йорке, где еженедельно открываются десятки, если не сотни выставок, многие не замечают художников, пока их работы не покажут в какой-нибудь влиятельной галерее – к примеру, принадлежащей Дэвиду Цвирнеру. Фотографии Пола Сепуи оказались там на групповой выставке This is Not a Prop в июле 2018 года.
"Люди, посещающие все небольшие выставки, и те, кто замечает тебя уже в момент определенной популярности, – абсолютно разные. Я откликнулся на предложение Филиппа (Власова, главного редактора Vogue UA. — Прим. ред.) сделать съемку для журнала в том числе и потому, что он следил за моими работами со времен, когда они еще печатались в "зинах", маленьких независимых изданиях. Людям, которые с тобой с давних пор, проще доверять".
В марте 2019-го работа Сепуи появилась на обложке уважаемого в арт-среде американского журнала Artforum, а спустя полгода этот номер Vogue UA выходит с тремя обложками, хотя художник не любит сотрудничать с глянцевыми изданиями. "Обычно с журналами не знаешь, как пойдет, получится ли в итоге что-нибудь стоящее. Я не занимаюсь модными съемками – делаю только то, что имеет отношение к моему видению искусства. Но, получив приглашение Vogue UA, я подумал о том, что было бы здорово создать нечто отличающееся от того, что появлялось на страницах журнала раньше. Нечто настоящее, что ли, – говорит Пол. – Никогда не любил снимать моделей. Моим первым желанием было сделать что-нибудь резонансное, имеющее отношение к гендеру или расе, но потом я решил не изменять себе – и пригласил друзей, знакомых художников, тех, с кем меня связывают близкие отношения".
В съемке Сепуя задействовал свои фирменные приемы: она началась с групповых портретов, затем появились зеркала и отражения в них, черный бархат в качестве фона, сам фотоаппарат, который можно увидеть в кадре. А потом команда начала играть – вести себя как вздумается. Для Пола важно, что все участники съемки разделяют квир-философию и лишены гендерных стереотипов. "Моя работа не является демонстрацией чьих бы то ни было сексуальных предпочтений и не связана с гендерной идентификацией, – раскрывает свою художественную концепцию Сепуя. – Мне хотелось показать свои личные отношения и мир, в котором я живу".
Текст: Александр Щуренков
Фото: Paul Mpagi Sepuya
Стиль: Darren Kinoshita
Прически: Fitch Lunar
Макияж: Dindi Hojah
Ассистент фотографа: Matthew Morrocco
Модели: Nikita Gale, Krow @Heroes Models, Christina Quarles, Karis Wilde, Rakeem Cunningham, Christopher Argodale