Специально для арт-номера Vogue UA главные украинские кураторы рассказали о закулисье художественной жизни страны. Первая героиня – Людмила Березницкая: известный коллекционер соцреализма, арт-дилер, владелица одной из первых киевских частных галерей.
Текст: Дарья Слободяник
Людмила Березницкая, одна из самых влиятельных женщин в украинском арт-мире, встречает меня в своей квартире на улице Сечевых Стрельцов. Квартира куратора на первый взгляд похожа на музей: в рабочем кабинете на стене развешано не меньше 30 картин. "Это мой соцреализм", – говорит Березницкая, имея в виду, что это часть ее коллекции, которую она собирает с начала 1990-х годов. Остальные работы стоят прямо на полу в небольшой комнате. По квартире деловито бегает мопс Лев, обнюхивая то меня, то картины. На столе в гостиной – большой альбом старинной графики, к которому я боюсь прикоснуться: такой он хрупкий. "Женя привез из Парижа. Таких в мире 12, два из них – в нашей семье". Женя – это куратор Евгений Березницкий и сын Людмилы.
В 1994 году Людмила Березницкая была одной из первых, у кого получилось открыть в новой, независимой Украине частную галерею. Помещение для нее Людмила получила с боем. "Как-то проходила по Андреевскому и обратила внимание на здание профтехучилища – там были высокие окна, идеальные для галереи". Спустя год знакомый помог арендовать спортивный зал училища – под сезонную галерею. Пришла осень, и директор училища стал выселять галеристку – мол, студентам в зале нужно заниматься физкультурой. Предприимчивая куратор парировала: еще тепло, поэтому физкультурой пока можно заниматься и на улице. Наступила зима, Людмила по-прежнему не хотела выезжать и тогда директор предложил ей сдать под галерею полу-подвальные помещения, которые уже не использовались. Мы сбили из досок табличку, написали на ней "Галерея" – и открылись по-настоящему".
Спустя полгода галерея L-Art стала модным местом: "У меня появились связи, к нам приходили иностранцы, послы, министры, светская публика". Помимо всего прочего, вокруг L-Art в конце 1990-х – начале 2000-х сформировалась мощная арт-тусовка – например, свою карьеру у Людмилы Березницкой начинала Лиза Герман, сейчас успешный независимый куратор и соавтор книги "Искусство украинских шестидесятников". Училась у Березницкой и Ольга Балашова – теперь она курирует выставки в Национальном художественном музее и преподает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Успех L-Art был беспрецедентным: Людмила делала ставку на художников талантливых, но неизвестных. Шестидесятник Михаил Вайнштейн, группа из Николаева – Виктор Покиданец, Алексей Маркитан и Владимир Кабаченко, украинские лирики – Евгений Всеволодович Волобуев и Евгений Евгеньевич Волобуев, Татьяна Ильяхова, Александра Прахова – тогда их работы увидеть и купить можно было только у Березницкой.
Есть в карьере галеристки и достижения, которые вошли в историю нового украинского искусства и наверняка попадут в учебники. В 1996 году она первая в стране сделала аукцион современной живописи, собрав в Национальном художественном музее работы современных художников. "Мы сформировали рынок и впервые определили цену тех, кого сейчас называют звездами украинского искусства, – от Ройтбурда до Чичкана, – объясняет Березницкая. – У меня как у дилера был, помимо прочего, свой интерес – понять, чего хотят люди". Именно Людмила впервые закатила громкую afterparty после аукциона, введя моду на вечеринки на вернисажах. "В кафе "Мэрилин Монро" в Музейном переулке гулял весь Киев".
Кураторство – не основное занятие Березницкой. "Я стала куратором поневоле: когда делала первые выставки, приходилось писать концепцию, формулировать экспликацию, доносить до публики месседж. Всем, кто начинал в 90-е, приходилось быть и искусствоведами, и коллекционерами, и кураторами в одном лице, а я еще и преподавала сначала в университете, потом в Национальной Акадамии искусств. До сих таких профессий как галерист или куратор официально в Украине нет". Есть у Людмилы действительно громкие проекты – например, в 2006 году она была первым украинским куратором, который начал работать с фотографом Борисом Михайловым. И Михайлов, и Березницкая тогда жили в Берлине: фотограф делал международную карьеру, Людмила как раз открыла Bereznitsky Gallery, где продвигала украинских художников. Несмотря на то что у Михайлова был строгий контракт с берлинской галереей Барбары Вайс, Березницкой удалось провести в своей галерее большую выставку Михайлова. "Они согласились при одном условии: если я куплю у них одну его работу. Финансово для меня это было очень тяжело, но я на это пошла. В итоге не прогадала: на вернисаж пришли полторы тысячи человек".
Ко всему прочему Березницкая – один из самых крупных украинских коллекционеров. В 2005 году выпустила книгу "Від червоного до жовто-блакитного", которая на 90 процентов составлена из ее работ, а остальные 10 – из работ ее клиентов и друзей. В 1994 году Людмила купила первую работу – картину киевского художника Петра Слеты, потом в ее коллекции появились Евгений Волобуев, Сергей Григорьев, Татьяна Яблонская, Михаил Вайштейн. Практически все картины Березницкая приобретала, как она говорит, из "первых рук" – у самих художников. "Свою любимую работу Волобуева я в буквальном смысле достала у него из-под кровати: художник ее туда забросил, потому что она ему не нравилась".
Березницкая считает, что хороший коллекционер – активный коллекционер, а свою коллекцию нужно популяризировать и развивать. "Картины должны покупаться, чтобы искусство двигалось вперед". Для начинающих коллекционеров у Березницкой есть совет: покупать картины только в крупных галереях. "Нельзя покупать на Андреевском спуске, даже если там продается очень красивый ремейк или копия. Галерея, которая работает с хорошим искусством, имеет соответствующие цены и покупать в ней – это не только заручиться поддержкой рынка и мнением экспертов, но и получить во владение вещи, которые обладают исторической перспективой".
Фото: Lesha Lich
Стиль: Venya Brykalin
Макияж, прически: Vitalia, Viktoriya Bachinskaya
Ассистент стилиста: Valerie Kondruk
Продюсер: Vika Yukhymenko
Читайте также:
Арт-номер Vogue UA: актриса Хлоя Севиньи в объективе Нан Голдин