В PinchukArtCentre запустили исследовательскую платформу, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-x до настоящего времени. Команда платформы посещает мастерские художников: изучает их биографии, прошлое и настоящее, а результаты исследования уже сейчас можно увидеть в библиотеке PinchukArtCentre. В рамках проекта Vogue.ua и арт-центр публикуют статьи о самых интересных украинских художниках. Героями проекта уже стали Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Илья Исупов, Олег Тистол. Следующая героиня – украинка в Париже Яна Быстрова.
Красный — любимый цвет художницы Яны Быстровой, киевлянки, которая вот уже 25 лет живет в Париже. Увлечение цветом, исследование его воздействия, амбивалентность восприятия, интерпретация изображений и состояние смещенного сознания — характерные черты ее искусства. Будь то ранние экспрессивные полотна или более поздние пейзажи, на которых изображены французские ландшафты, — везде цвет является не просто фоном, но и самой subject matter картины.
Первые свои работы Яна начала создавать в 1987 году, а с 1990-х их начали экспонировать за границей. В это время Быстрова создает большие живописные полотна, "соответствующие ее внутренней мифологии" — это и сюжеты из личной жизни, и реминисценции на историю искусства и литературу.
Одну из самых известных своих ранних работ — серию "красных картин" (около 10 живописных полотен) — она продала еще тогда в начале 1990-х. Как говорит сама художница, "картины разошлись, как горячие пирожки". Только одна работа ("Выживут только здоровые") спустя более чем десять лет вернулась в собственность семьи художницы, остальные осели у коллекционеров из 1990-х и практически не появляются в публичном поле.
"Красная серия" — центральная для раннего творчества Быстровой. Красный здесь особый, она использует градацию этого цвета от яркого алого до пурпурного. Манипуляции с красками позволяют художнице на некоторых полотнах достичь флуоресцентного эффекта. Несмотря на использование такого яркого красного, оттенки Быстровой ничего не имеют общего с привычным красным цветом, присущим символике советской культуры (в политическом значении). Изменение и цвета передают и изменение эмоционального накала — жажды, страсти, любви и ненависти. Посредством цвета Быстрова освобождается от политического, социального и эмоционального напряжения, переходя в плоскость сугубо личную, эмоциональную.
Женщины на картинах Быстровой не типичны для советского искусства — они непропорциональны, и в этой непропорциональности эмоциональны и красивы. "Признаюсь, я не знала, что можно писать что-то другое помимо женской натуры, пока не приехала в Париж", — говорит художница.
Быстрова признается, что любовь к цвету ей передала киевская художница-нонконформистка Зоя Лерман. Но и Быстрову, и Лерман объединяет еще и любовь к изображению тела. Как утверждает искусствовед Ольга Петрова, в творчестве Лерман большую роль сыграла война в Афганистане – после этого события она не могла создавать объемных форм, тела ее героинь стали плоскими, бестелесными. У Быстровой же интерпретация женского тела меняется в связи с ее переездом за границу. Художница на какое-то время отказывается от живописи и создает графику, рисуя карандашом на белой бумаге свои собственные силуэты. Но это плоское тело не лишено телесности — оно сексуально, эротично.
Парижский период Быстровой — в основном небольшие работы. Живопись, графика, шелкография – то, что могло поместиться в ее доме при отсутствии мастерской. Спустя какое-то время художница увлеклась и фотографией — в своих работах она продолжает исследовать тему женской телесности, в том числе своей собственной. Занятия дизайном и фотошопом привели к эксперименту с изображением. Быстрова создала автопортреты с помощью монтажа, наложения изображения.
Работы Быстровой будто отвечают на спор об объективации женского тела в искусстве: всегда ли женщина выступает объектом желания, скажем, в фотографии. По словам известной американской исследовательницы визуальной культуры Лауры Малви, женщина всегда выступает объектом мужского желания, даже если снимок был сделан самой женщиной. В патриархальной системе фотограф-женщина, как и зритель, вынуждена заимствовать мужской взгляд, сложившийся за долгое время в искусстве как определенный канон.
Своей практикой Быстрова пытается разрушить каноны патриархального мира искусства, выйти за рамки сложившейся художественной системы, где до сих пор личные связи имеют большее значение, чем само искусство. Сегодня она живет в Париже, пишет пейзажи, по прежнему экспериментирует с цветом и формой.
Текст: Катерина Яковленко
Читайте также: