Истоири некоторых известных пар из мира искусства все еще окружены мифом о художнике и его музе, другие демонстрируют невероятное сотрудничество, которое возможно между двумя гениальными людьми. От Пикассо и Доры Маар до Камиллы Клодель и Огюста Родена – Vogue.ua предлагает погрузиться в историю и узнать кое-что интересное о знаковых парах, оставивших свой след в истории искусства.
Камилла Клодель
В 1881 году банкир и торговец Луи-Проспер Клодель отправил свою семью в Париж – для того, чтобы его талантливая дочь Камилла, выросшая в небольшом городке на севере Франции, могла получить художественное образование. Девушка поступила в Академию Гран-Шомьер, где делила мастерскую с другими женщинами-скульпторами. Именно там, в студии, Камилла встретила Огюста Родена, преподавателя и уже маститого скульптора. Работы Камиллы произвели впечатление на Родена, и он быстро взял молодую художницу под свое крыло. Отношения мастера и ученицы со временем превратились в страстную любовь.
Темпераментные и непростые отношения двух скульпторов запечатлены в их работе: Роден посвятил Камилле скульптуру "Галатея", а она ему – работу La jeune fille à la gerbe. Их отношения длились больше десяти лет. В итоге Роден отказался покинуть свою спутницу жизни Роуз Бере, из-за чего отношения с Камиллой начали ухудшаться. Говорят, что он испугался Камиллы и ее порой жестоких поступков и в итоге уехал из Парижа в Медон, прекратив отношения. Камилла Клодель так и не оправилась от депрессии после разрыва и в конце концов попала в психиатрическую больницу в Montdevergues. Несколько последних работ художница посвятила расставанию с Роденом – это мятущиеся, беспокойные скульптуры "Эпоха зрелости" и "Умоляющая", которые навсегда вошли в историю искусства.
В 17 лет Фрида Кало попала в тяжелую аварию – автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Она сломала позвоночник, ключицы, ребра, таз и больше года была прикована к постели. В это время художница создала коллекцию автопортретов, созданную с помощью зеркала, закрепленного над ее кроватью (девушка не могла двигаться). Диего Ривера был в восторге от работ Фриды, для которых. по его словам, была характерна "чувственность, обогащенная безжалостным способом наблюдения". К этому времени пара была знакома некоторое время – они встретились в подготовительной школе Препатория, где юная Фрида готовилась к поступлению на медицинский факультет, а уже известный художник Диего Ривера создавал настенную роспись. Их объединяло многое: любовь к искусству, культурная самобытность и, конечно, революционные политические убеждения. Пара поженилась в августе 1929 года. Оба добились больших успехов в искусстве, вместе путешествовали и дружили с величайшими художниками времен – Пикассо, Бретоном, Кандинским. Но их личная жизнь не была безоблачной. Диего Ривера изменил Фриде со своей невесткой, что привело к разводу пары, но в 1940 году они снова сошлись. Пара оставалась вместе до смерти Фриды Кало в июле 1954 года.
В 1929 году Сальвадор Дали приветствовал поэта Пола Элюара и его жену Елену Дьяконову на своей вилле в Кадакесе. Пара очень хотела встретиться с молодым художником, о котором тогда начала говорить вся Испания. Гале было 35, Дали – 25. Во время первого свидания между Дали и Еленой Дьяконовой (которая вскоре сменила имя на Гала) вспыхивают искры, а остальное уже история. После одной из первых встреч Дали напишет в своем "Дневнике одного гения": "Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч – почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной".
Гала оставила Поля Элюара после того, как безумно влюбилась в Дали и поклялась в своей вечной верности своему новому избраннику. Она быстро стала его музой, доверенным лицом и компаньоном, находя радость в его фантазиях и причудах, и даже в его стремлении к женщине по имени Аманда Лир, с которой они несколько лет, по слухам, жили втроем. Свидетельство пожизненной любви между Галой и Сальвадором Дали демонстрируют бесчисленные работы Дали.
Именно Дора Маар стала героиней одной из самых известных и дорогих картин художника – "Дора Маар с кошкой" 1941 года: грустная брюнетка сидит в кресле, на плече – маленькая кошка. По последней информации, эта картина была куплена за 100 миллионов долларов. Дора Маар была яркой фигурой в кругах парижских сюрреалистов, начинала как ассистентка художника и режиссера Мана Рэя. В 1936 году в одном из парижских кафе она познакомилась с Пикассо. Они были вместе почти 10 лет, и очень повлияли друг на друга: Маар позировала Пикассо, и в то же время сделала множество фотографий художника, и под его влиянием начала рисовать. Уже после ее смерти в 1999 году в Париже прошла большая ретроспектива художницы – как оказалось, после расставания с Пикассо Маар, несмотря на депрессию и лечение в психиатрической клинике, была очень продуктивна и много писала.
Если вы видели фонтан Стравинского у Центра Помпиду в Париже, украшенного авангардными скульптурами из железа и полистерола, то вы точно знаете эту пару, которая является авторами фонтана. Ники де Сен-Фалль и Жана Тэнгли сблизила работа. Первое сотрудничество началось в 1957 году, когда театральная художница Ники попросила Жана помочь в проектировании дымохода для ее детей. Когда два художника начали работать вместе, они все больше и больше сближались и в 1960 году они стали жить вместе. Сотрудничество продолжало развиваться. Их выдающиеся работы включают, например, знаменитый перформанс "Тиры", а также участие в концерте "Вариации II" композитора-авангардиста Джона Кейджа (художники создавали свои работы на сцене прямо во время концерта, под музыку). Считается, что в Париже 1970-х годов именно эта богемная пара строила империю неореалистов, объединяя вокруг себя других художников, композиторов и артистов. Об их отношениях Жан Тэнгли говорил так: "Мы – два скульптора, связанные друг с другом, которые живут в двух совершенно разных мирах. Материально противоположные, идеологически противоположные... Это заставляет нас постоянно сражаться, мы сражаемся друг с другом".