Все, что нужно знать о выставке фотографа Роберта Мэпплторпа

ART
23 января 2019

Одна из главных выставок года – ретроспектива Роберта Мэпплторпа, навсегда изменившего современную моду и фотографию, – открывается в нью-йорском музее Гуггенхайма 25 января.

imageАвтопортрет Роберта Мэпплторпа, 1980

Первым человеком, которого сфотографировал 24-летний Роберт Мэпплторп на свой поляроид, была Патти Смит. Поляроид, собственно, был не его – они одолжили камеру у подруги Сэнди, вместе с которой жили и тусовались в знаменитом нью-йоркском отеле "Челси" в конце 60-х – начале 70-х. Именно Патти, будущая панк-звезда, подтолкнула Мэпплторпа к фотографии. Накануне он в очередной раз стащил в книжном магазине дорогой порнографический журнал, чтобы использовать фото из него для своих коллажей и инсталляций. "Тебе не нужны чужие фото, ты должен фотографировать сам", – сказала Смит. Позже она опишет это время в книге "Просто дети" – лучшей биографии фотографа и художника Роберта Мэпплторпа, которую только можно найти.

Calla Lily, 1986

Вторым человеком, которого сфотографировал Роберт, был он сам. Когда после его смерти в 1989-м появился фонд имени Мэпплторпа и был наведен порядок в его архивах, выяснилось, что чаще, чем Патти Смит, фотограф снимал только себя.

25 января в музее Гуггенхайма открывается большая ретроспектива фотографа. Ее подготовили к 30-летию со дня его смерти. Здесь сегодня находится самая большая публичная коллекция его фотографий – 200 снимков, полученных в 1993 году от фонда Мэпплторпа.

Untitled, 1973
Первым человеком, которого сфотографировал 24-летний Роберт Мэпплторп на свой поляроид, была Патти Смит
Patti Smith, 1976

Выставку разделили на две части. Первая погружает в 1970-е – время, иконой которого был и сам Роберт, и его муза Патти Смит. Первые поляроиды и коллажи, заказы для Esquire и Time, портреты друзей – Деборы Харрис, Энди Уорхола, позже – Ричарда Гира и Арнольда Шварценеггера, хроники нью-йоркской БДСМ-тусовки. Одна из самых важных работ этого периода – обложка альбома Horses Патти Смит, который вышел в 1975-м. "К съемке мы почти не готовились. Я обещала Роберту надеть чистую белую рубашку, он – найти помещение", – пишет Смит в своей книге. Снимали в пентхаусе их друга Сэма Вагстаффа на Гринвич-Виллидж: Патти Смит в белоснежной сорочке и накинутом на плечо любимом жакете, на фоне белой стены. Мэпплторп сделал 12 кадров, на 8-м сказал "есть!". Сегодня этот снимок – классика мировой фотографии и один из лучших женских портретов – находится в постоянной коллекции Tate.

Louise Bourgeois, 1982
"О Роберте сказано много, а будет сказано еще больше"
Lisa Lyon, 1980

Вторая часть выставки посвящена тем, на кого повлияло творчество Мэпплторпа. Это современные художники, в основном портретисты: Гленн Лигон, Кэтрин Опи и Ротими Фани-Кайоде. Список можно продолжить: влияние Мэпплторпа заметно в съемках Эди Слимана и Вилли Вандерперре, в стиле Шарлотты Генсбур и молодой певицы из Антверпена Сильвии Кройш. Материала наберется еще не на одну выставку – потому что, как писала Патти Смит, "о Роберте сказано много, а будет сказано еще больше".

Фото: © Robert Mapplethorpe Foundation

Текст: Дарья Слободяник

Популярное на VOGUE