Что нужно знать о тиражном искусстве

ART
27 февраля 2019

С 20 по 27 февраля в Киеве можно увидеть гравюры Пикассо, Дали, Малевича и Кандинского. Ответить на популярный вопрос "гравюры – это оригинал или копия?" Vogue.ua попросил Светлану Старостенко, искусствоведа и специалиста аукционного дома "Золотое сечение".

imageДиптих "The Dream of Venus", 1982 бумага, цветная литография

Впервые я узнала о гравюрах еще подростком. Мне было 11, и я взахлеб читала Стефана Цвейга. Очень полюбила его рассказ "Незримая коллекция". Трогательная история о немецком коллекционере, который всю жизнь, отказывая себе и близким в необходимом, охотился за работами известных мастеров-граверов – Дюрера, Рембрандта, Мантеньи… Когда же он внезапно ослеп, то сохранил возможность "рассматривать" свою коллекцию пальцами, благодаря объемным или вдавленным линиям на отпечатках графических работ (объем масляного мазка, к примеру, не может дать представления об изображении). Эта история меня поразила.

На самом первом аукционе гравюр в "Золотом Сечении" меня впечатлила одна работа. Стасис Красаускас, литовский художник-график создал целую серию работ для альбома о советском спорте. В этой гравюре было всё. Динамика и сила. Красота и история. Смотреть на нее можно было бесконечно. Этот автор в нашей стране почти неизвестен, но я думаю, что многим знакома нежная и изящная, как ювелирное украшение, его линогравюра "Юность" – эмблема знаменитого литературного журнала.

Стасис Красаускас,"Движение", 1971. Бумага, автоцинкография

В сентябре 2017 года на выставке гравюр Editions негде было упасть яблоку. Очередь желающих увидеть произведения самых известных украинских и европейских мастеров растянулась на 300 метров. Мы показывали Пикассо, Дали, Шагала, выполненных в разных техниках: литографии, офорта, шелкопечати. Многие гости тогда спрашивали: что такое тиражное искусство и можно ли считать это оригиналом? Пора расставить точки над i.

"Абстрактная композиция", 1939, Василий Кандинский

Сразу обозначу, что тиражное искусство – прекрасная во всех смыслах вещь. Для начинающих коллекционеров это возможность купить хорошую, качественную работу недорого. А для опытных – шанс заполучить картину Сальвадора Дали, например, по невысоким ценам (в отличии от того, сколько стоит его живопись).

Если говорить простыми словами, гравюра – это и метод, и непосредственное художественное произведение. В обиходе гравюрой называют любое произведение, созданное с помощью прорезки или выцарапывания на твердой поверхности. Также гравюра – это любой печатный оттиск с пластины или камня, где рисунок или вырезан, или нанесен с помощью краски специальным методом.

Основные виды гравюры – линогравюра, ксилография, офорт и литография. Линогравюра – техника, где основой является рисунок на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине разными металлическими резцами. Таким образом получается форма. Потом рисунок с формы отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток, как и сама техника, называется линогравюрой, или эстампом.

Станок, на котором каждый мог отпечатать линогравюру с формы на линолеуме. Открытие выставки Kinder Album, сентябрь 2016 года. Фото: Dymchuk Gallery

С линогравюрой активно работали украинские художники-шестидесятники. Это и Алла Горская, и Григорий Гавриленко. В 1964 году вышла серия линогравюр "Наш современник", с очень характерными образами своего времени.

Либерт Фейгин, "Подснежники" из серии "Наш современник", 1964 год. Бумага, линогравюра

Ксилография (гравюра на дереве) – изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Самые первые гравюры были как раз на дереве и ксилографию использовали при печати первых книг. Для этого подходят не все породы деревьев, обычно используют грушу или дуб. Деревянную поверхность (дощечку) тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но твердость дерева позволяет сделать изображение более подробным, добавить четкие детали. Но и работать с деревом намного сложнее, чем на линолеуме. Самым знаменитым мастером ксилографии в мире является Альбрехт Дюрер. Сегодня его гравюры конца 15 века уходят на европейских торгах за сотни тысяч долларов.

Альбрехт Дюрер, "Рождение Девы Марии" из серии "Жизнь Богородицы", 1511 год. Бумага XVI в. с водяным знаком Герб Страсбурга, ксилография. Сертификат подлинности The Prints Collector, The Netherlands.

Офорт (или гравюра на металле) – это техника создания формы из меди или цинка. Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую металлическую пластину. Такая работа требует исключительного физического напряжения. У украинского скульптора Билыка это единственная серия офортов, но многие современные украинские художники работают с офортом как с основной техникой. Это Тарас Ковач, Сергей Гета, Константин Калинович. Известно, что поэт Тарас Шевченко был талантливым художником-акварелистом, но мало кто знает, что он был и настоящим мастером офорта. Шевченко создал серию офортов "Живописная Украина". В 1844 году эта серия была издана в Санкт-Петербурге отдельным альбомом и пользовалась большой популярностью. Любопытно, что после его выхода Шевченко еще долго получал заказы на создание дополнительных экземпляров этих офортов.

Назар Билык, "Тень", 2012. Бумага, офорт. Авторская подпись ручкой
Тарас Шевченко, "В Киеве", 1844 год. Бумага, офорт

Еще одна техника – литография, гравюра на специальном литографском камне. Система нанесения рисунка на камень сложная: это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Литография интересна тем, что позволяет достичь тонких градаций цвета, похожих на рисунок акварелью. Интересно, что литографские камни иногда выставляются в музеях, рядом с работами. Так, в музее Анри Тулуз-Лотрека во французском городке Альби я лично видела камни, с которыми работал Лотрек. Там же, от пола до потолка, на трех языках висит баннер с объяснением, как создается литография – чтобы зрители все представили воочию. Тулуз-Лотрек был одним из основоположников этой техники и использовал ее для создания афиш спектаклей, рекламы кафе и ресторанов.

Литографский камень в музее Анри Тулуз-Лотрека

Во Франции 38 лет подряд, начиная с 1946 года, выходил журнал об искусстве Derriere Le Miroir. Удивительно, но факт: прижизненные оригинальные цветные литографии Пикассо, Шагала, Миро, Кандинского были вкладышем в журнал. Иногда в одном выпуске было 5-6 таких приложений! Тираж одного журнала составлял 1500 экземпляров, и сейчас некоторые из этих приложений к знаменитому журналу можно встретить на аукционах.

Вкладыш с литографией Марка Шагала (источник http://www.bonheurdoccasion.com)

Гравюра невероятно популярна в первую очередь потому, что она позволяет выпустить работы определенным тиражом. С одной исходной пластины можно получить много оттисков, и так гравюра становится инструментом популяризации художника – особенно в те времена, когда социальных сетей еще не было.

Люди часто спрашивают: гравюра – это оригинал или копия? Или же это авторская копия? Я встречала на наших выставках гостей, которые покидали галерею разочарованными, – мол, это напечатано, значит, это подделка (копия, репродукция, нужное подчеркнуть). Зря: гравюра – это не копия. Сколько бы воспроизведений одного работы ни сделал автор или авторизованная институция с его участием или без, уже после смерти автора, – все работы оригинальны. Каждый оттиск, как бы велик бы ни был велик тираж, является оригиналом. И точка.

Второе по популярности мнение, что тиражное работы – это репродукция. И снова неверно. Репродукция – это бесконтрольное воспроизведение художественных произведений кем угодно и в неограниченных количествах. Но даже самая удачная репродукция не имеет ничего общего с искусством, потому что ее не касалась рука автора, художника. С гравюрой все иначе: отпечаток сделан с авторской плиты или камня, на котором и изображение, и авторская подпись были нанесены самим художником.

Живописная картина Сальвадора Дали "Сон", 1937 год
Литография 1974 года с доработанным изображением. Была представлена на аукционе в АД "Золотое Сечение" в 2017 году

Гравюры могут стоить дорого, очень дорого. Цена формируется исходя из значимости самого художника, важности определенного периода создания работы, размер также имеет значение. Но есть и факторы, которые свойственны только гравюрам. Например, авторский отпечаток ценится выше. Также ценны первый (как самый яркий) оттиск и последний (как все, что никогда не повторится). Гравюры, подписанные художником от руки, в разы дороже тех, где авторская подпись была нанесена только на исходник.

Аукционные дома, которые не один год на рынке, успешно проводят торги по тиражному искусству. В Украине первый аукцион по тиражному искусству – Editions – мы провели в январе 2017 года. С тех пор у нас есть традиция: мы покупаем в Европе и Америке тиражные работы всемирно известных мастеров, украинских и советских авторов, формируем коллекцию и выставляем на торги. Так, в ближайшую среду, 27 февраля в "Золотом Сечении" состоится уже пятый аукцион по принтам. По традиции это будут работы Василия Кандинского, Филиппа Нойера, Сальвадора Дали, Жоана Миро, Михаила Дерегуса, Леопольда Левицкого.

Авторская литография Филиппа Нойера "Дама с веером", 1970-е. Подпись автора карандашом
Авторская литография Михаила Шемякина из серии "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1970-е. Подпись автора карандашом
Авторская линогравюра Леопольда Левицкого "Старый Львов", 1960-е. Подпись автора карандашом. Все фото принадлежат АД "Золотое Сечение"

Важно сказать о том, сколько же все-таки стоит гравюра. Для примера возьму недавние продажи на мировых флагманских аукционах – Sotheby's и Christie's. В ноябре 2018 года в Christie's, на аукционе Modern Prints было несколько рекордных продаж. Линогравюра Пабло Пикассо "Обнаженная у источника" 1962 года, подписанная и пронумерованная автором, отпечатанная на престижной во все времена бумаге Arches. При средней оценочной стоимости 15 000 – 20 000 долларов США, работа была продана за 27 500. Это классический пример, как за сравнительно (с живописью) небольшие деньги можно получить в частную коллекцию одного из самых дорогих художников в мире.

Фото – www.christies.com

Но абсолютным рекордом продаж в этот вечер стала продажа подписанной и пронумерованной литографии нидерландского графика Маурица Корнелиса Эшера – за 40 000 долларов США при оценке в 8 000 – 12 000. Что интересно, тираж был достаточно большим – 108 экземпляров.

Фото – www.christies.com

Позже, там же, в Christie's, на аукционе старых мастеров в январе этого года, ксилография Альбрехта Дюрера "Четыре всадника Апокалипсиса" была продана за 612 тысяч долларов.

Фото – www.christies.com

Sotheby's прошлой осенью показал еще более интересные в финансовом смысле результаты. Аукцион назывался Prints & Multiples. Литография Дэвида Хокни 1980 года, подписанная и пронумерованная автором, была продана всего за 32 500 долларов (при том что живопись Хокни стоит миллионы).

Фото – www.sothebys.com

У меня в тиражном искусстве есть свои личные фавориты. Я обожаю офорты Павла Макова. Сложно определиться, какая его серия мне нравится больше. Они как цветы – каждая прекрасна по-своему. Например, работы 1990-х годов из серии Utopia. На одном листе сделано несколько оттисков – один поверх другого. Пятна (как бы от чая) тоже не случайные. Все это складывается в один общий образ и напоминает то ли атлас животных и растений, то ли географическую карту, то ли старинную книгу. Разбогатею и обзаведусь целой коллекцией его работ.

Работа Павла Макова. Из серии "Utopia", 1990-е

Популярное на VOGUE