28 июня в киевском PinchukArtCentre открывается выставка "Запрещенное изображение" – проект Исследовательской платформы арт-центра, состоящий из двух частей. Первая посвящена культовому украинскому фотохудожнику Борису Михайлову, а вторая – "Пересекая черту" – харьковской школе фотографии. В преддверии открытия экспозиции vogue.ua рассказывает, почему ее стоит обязательно посетить.
Работы титулованного классика в области фотоискусства Бориса Михайлова – весомая причина посетить PinchukArtCentre. Как минимум потому, что увидеть работы художника на родине – чуть ли не уникальная возможность. Михайлов, фотографии которого выставлялись на самых известных арт-площадках мира, удостоился экспозиции в Украине всего во второй раз.
Инициаторами и кураторами выставки стали Бйорн Гельдхоф, арт-директор PinchukArtCentre; Мартин Кифер, куратор отдела современного искусства парижского Музея Лувр; Алисия Нок, куратор Департамента современного искусства и исследований Центра Помпиду в Париже. На подготовку они потратили почти два года.
"Мы очень хотели представить работы Бориса. У него никогда не было большой обзорной выставки в Украине. И мы знали, что сделать это – абсолютная необходимость, – говорит Гельдхоф. – Это атрибут роскошной жизни – возможность просто иметь доступ к такому материалу".
Luxury life – излюбленная сегодня фраза – как нельзя лучше использована в данном контексте. И правда, переоценить роскошь такой возможности сложно, учитывая то, что многие работы Михайлова взяты из его личных архивов (или, как он любит их называть, "дневников"). Творчество Михайлова всегда балансировало на грани политических и общественных норм в поисках границ того, что проект рассматривает как запрещенное изображение. Название подчеркивает личную вовлеченность и риски практики фотохудожника, а также его острое чувство критического мышления. Сам Михайлов описывает свою работу как "активную негативную гражданскую позицию по отношению к любой власти в какой-то момент".
Фотограф признается, что подготовка к выставке была не из легких: "То, что прошло – серия фото на социальную тематику, начатая в 1960-х, – это уже история. И даже серии о бомжах уже 20 лет. Хотя они все еще востребованы, я уже не могу на них смотреть. Я получил огромное удовольствие только от одного зала своей выставки из многих: все остальное мне уже надоело, а там что-то новое".
Помимо авторского кураторского взгляда на творчество Михайлова, PinchukArtCentre приготовил еще две премьеры: новые фильмы Давида Тебуля, основанные на 40 часах видеоматериалов с Борисом. Фильм "Чай, кофе, капучино" (13 мин.) посвящен документальному формату в творчестве художника. "Я был здесь" (1 ч. 55 мин.) – это портрет художника, где он описывает эмоции, которые у него вызывают его фотографии. Фильмы перекликаются с работами Михайлова, а его цитаты размещены на стенах всех залов двухэтажной экспозиции.
Несмотря на важность задачи представить работы Михайлова в Киеве, кураторы не хотели акцентировать внимание только на мышлении Бориса. Они также хотели показать, откуда оно родом. Обнаруженные в работах фотографа три основные темы стали движущей силой второй части выставки – "Пересекая черту". Таким образом обе части построены на лейтмотивах, бросающих вызов понятию запретного изображения: образ, который выходит за рамки (ню, перформативный), "опьяненный жизнью" образ общества (новый гуманизм), интимный образ, "ублажающий в ночи" (телесная романтика).
"Пересекая черту" – взгляд на харьковскую школу фотографии, который позволяет понять контекст, давший жизнь в поздние 1970-е годы в "городе инженеров" творчеству группы молодых фотографов под названием "Время". Это выставка-исследование, посвященная художникам, которые созерцали рушащийся вокруг них мир и открывали для себя пространство для эксперимента с точки зрения наполнения, художественной техники и формы. Художниками-участниками выставки стали Андрей Авдеенко, Сергей Братков, Виктор и Сергей Кочетовы, Евгений Павлов,Павел Маков, Олег Мальованый, Миша Педан, Роман Пятковка, Юрий Рупин, Сергей Солонский, Александр Супрун и Алина Клейтман, Саша Курмаз, Сергей Мельниченко, Николай Ридный.
"Мы много думали, что под собой подразумевает этот период харьковского искусства. И было интересно узнать, что это – определенная позиция и особенный взгляд на вещи", – говорит Мартин Кифер.
Один из главных представителей харьковской школы, Борис Михайлов, говорит, что главная особенность течения в том, что это не коммерческая, не картинная, а книжная фотография. "Это снимки, в которых можно показать что-то ненужное. Тем не менее, это что-то очень человеческое, то, что родилось в Харькове и там осталось".
Фото: PinchukArtCentre (Максим Белоусов)