13 июня в "Мистецьком арсенале" открывается экспозиция "Олег Голосій. Живопис нон-стоп", в рамках которой представят 70 полотен украинского художника.
Выставка "Олег Голосій. Живопис нон-стоп" – это второе и самое масштабное из событий, посвященных творчеству художника в этом году. В Арсенале представят 70 полотен, 50 графических произведений, 40 фотографий и архивных материалов из 20 музейных и частных коллекций Украины.
По словам главного куратора Александра Соловьева, название экспозиции позаимствовано у арт-критика Катерины Деготь, которая в свое время писала "самые проникновенные статьи про Голосия". Название абсолютно соответствует структуре и наполнению выставки, которая мгновенно затягивает и долго не отпускает после.
Экспозиция "Живопис нон-стоп" состоит из 10 залов, каждый из которых имеет свою задачу. "Мы не говорим, что это ретроспекция в полном виде, потому что есть масса объективных причин, по которым мы не в состоянии показать все его наследие", – говорит Соловьев, имея в виду тот факт, что большинство работ Голосия в настоящее время находятся в Москве.
Творчество Олега Голосия развивалось в лоне "новой волны". Участник знаменитого сквота "Парижская коммуна" поражал безудержной производительностью, молниеносной быстротой письма и перформативностью. Голосий прожил всего 27 лет, а создал более 300 живописных полотен. "Нашей задачей было собрать работы из украинских коллекций и представить как можно более полно его творчество, причем в динамике. Мы чередуем и хронологические вещи, и тематические, и по смыслу, и делаем акцент на каких-то отдельных работах".
Пожалуй, главной особенностью выставки является ее архитектоника, которая в какой-то мере связана с предшествующими выставками творчества Олега. Так, источником вдохновения служила первая и по-настоящему эпичная экспозиция Голосия "Самостоятельное искусство", которая состоялась в 1991 году в Центральном Доме художника в Москве с подачи Олега Кулика. Также есть отсылки к выставке "День и ночь сменяют друг друга", которую провели в 1994 году на годовщину смерти Голосия и к экспозиции 2003 года, проведенной в Национальном художественном музее Украины.
Большая часть работ, которые мы видим в Арсенале, находилось в Днепре у мамы художника. "В последние пару лет ко мне обращался его брат Денис, который хотел, чтобы работы не лежали мертвым грузом, а демонстрировались", – рассказывает Соловьев. – С этого и началась история этой выставки. А те 40 работ, которые хранились в Днепре, стали ее основой".
"Олег – последний романтик в украинском искусстве, художник вангоговского типа. Он был очень одаренный живописно, что позволяло делать ему свои опусы в порыве страсти, – говорит Соловьев. – Эта выставка стала визуализаций времени – которое, в свою очередь, уже стало историей украинской культуры".
Фото: Мария Павлюк
Текст: Марина Шуликина