16 июня в Подгорецком замке открылась выставка "Перемога — тріумф — відпочинок" художницы Влады Ралко и и ее мужа, художника Владимира Будникова. В экспозиции представлены 19 живописных полотен Владимира Будникова из серии "Битва" и проект Влады Ралко "Недільний обід" – сервиз на 12 персон в двух инсталляциях. Накануне открытия выставки с художниками пообщалась Алена Нагорная.
Экспозиция Влады Ралко и Владимира Будникова – одно из самых интересных культурных событий этого лета. Выставочный проект двух значимых украинских художников задуман и реализован ими как фантазия на тему интерьера сооружения, которое в зависимости от эпохи и владельцев пребывало в различных состояниях и выполняло разные функции. История Подгорецкого замка сложная и неоднозначная. В моменты расцвета в замке с золочеными потолками, где хранилось богатейшее собрание скульптуры, живописи и оружия, устраивали богатые пиры и яркие фейерверки. В советский период здесь располагался санаторий для больных туберкулезом. Кроме того, в разное время в этих стенах были театр, типография, штаб австро-венгерского корпуса и даже алхимическая лаборатория шляхтича Северина Жевуского.
"Я сторонник того, чтобы сегодня эти роскошные огромные залы использовались как площадка для современного искусства. Реконструкция под замок XVIII века будет выглядеть сомнительно и бутафорно – в замке не осталось ни настоящих гобеленов, ни старинной мебели. Есть только фасад и прекрасные внутренние пространства – впечатляющая архитектура. И огромное количество туристов", – рассуждает о современном предназначении Подгорецкого замка Владимир Будников.
"Мне кажется, тут есть еще один важный вопрос, – добавляет Влада. – Речь о выборочном отношении к истории. Мы реконструируем то, что нам нравится, а то, что не нравится, забываем либо делаем вид, что этого не было. Во время работы над выставкой перед нами стояла задача принятия истории со всеми ее трагическими и противоречивыми периодами".
В своей работе Влада говорит как о периоде расцвета замка, так и о том времени, когда в здании располагался санаторий для больных туберкулезом. Именно это историческое наслоение побудило Ралко развить идею инсталляции "Недільний обід", которую она создала в 2020 году для выставки Львовского муниципального художественного центра "Чому у Львові будуть художниці". Изначально это был обеденный стол с белой скатертью и сервизом на 12 персон из 24 тарелок.
"Я тогда поступила очень по-женски – накрыла стол", – улыбается художница. Продолжением истории стала вторая часть, созданная для экспозиции в замке, – металлическая конструкция с крюками, на которых висят те же тарелки, – и тут уже не очень понятно, то ли это кухонная утварь, то ли орудия пыток. Обе части работы находятся в экспозиции недалеко одна от другой, и зритель может обозревать сразу несколько реальностей: в визуальном ряду представлены изображения кухонных процессов, фрагменты скульптур Пинзеля, пляжное фото и фрагменты фотоиллюстраций из советской кулинарной книги 1950-х годов.
В новом выставочном проекте Влада снова использует прием своих больших дневниковых серий. В 2002 году она начала рисовать одну из самых знаменитых из них – "Китайский эротический дневник", а в 2014-м создала "Киевский дневник", посвященный Майдану. "Здесь я не совсем последовательна, как нельзя быть полностью последовательной и в ведении дневника. В основной сюжет всегда вплетаются посторонние вещи".
Интересно, что барочные работы Владимира возвращают к периоду расцвета замка – во время монтажа экспозиции посетители воспринимали его полотна как часть старинных интерьеров. По словам художника, именно такого эффекта он и хотел добиться. "Зрители обсуждали, как этих работ коснулось время, что сохранилось, а что, к сожалению, нет, – делится наблюдениями Влада. – И это момент серьезной ответственности. Когда художник заходит в выставочное пространство и помещает в него свои работы – многое меняется. Меняется пространство. Но и работы приобретают новый смысл". Так, изначально крепления, на которых выставлены полотна Владимира, должны были быть обрезаны по размеру холста. Но когда во время монтажа их начали крепить к деревянным конструкциям – холсты по пропорциям стали похожи на носилки. "Мы опять вернулись к теме больницы и к теме какого-то странного безвременья, описание которого можно найти, например, в "Волшебной горе" Томаса Манна", – Влада наглядно описывает зарождение новых художественных смыслов и делится еще одной интересной историей, о том, как в советский период жители близлежащих сел прикрывали старинными гобеленами дыры в хлеву, чтобы не замерз скот.
"Живопись Владимира нанесена на грубый холст, что, конечно, не свойственно гобеленам, которые раньше могли себе позволить только очень богатые люди. Тогда как холст, он же мешок, был в ходу у крестьян, которые жили вокруг замка. И тут мы снова обнаруживаем некую барочную раздвоенность, столкновение роскоши и бедности, выраженные не только в работах художника, но и в самом материале", – финализирует Влада рассказ о "Битве" мужа.
Мы завершаем беседу на торжественной ноте: название выставки – это фрагмент некогда украшавшей ворота Подгорецкого замка надписи на латыни. "Венец ратных трудов — победа, победа — триумф, триумф — отдых" – гласила она. Мы пускаемся в дискуссию о том, что означает это изречение. Состояния, в которых мог пребывать человек, проживающий в замке? Характер и назначение самого пространства (для укрытия от врагов, для демонстрации силы, для отдыха и развлечений)? Совершенно точно подходит она и для описания художественного процесса. Победа над холстом, вывернутым наизнанку, триумф от осознания того, что работа закончена и обретает новые смыслы, заслуженный отдых и чувство удовлетворения после: "Перемога — тріумф — відпочинок".
"Перемога — тріумф — відпочинок" будет работать с 16 июня до 16 августа в Подгорецком замке
Фото: Роман Гук