24 мая в Киеве открылось арт-пространство Set. На открытии побывала команда vogue.ua.
Новая галерея находится на Ярославовом Валу, прямо напротив Дома актера. Место очень фотогеничное: помпезный особняк построен в 1910 году известным киевским архитектором Мартином Клугом, вход в здание украшают кариатиды. На открытии гости обсуждали, почему нигде нет ни описания выставки, ни табличек с указанием имен художников. На самом деле все есть – но не там, где мы привыкли видеть: и текст-описание самой галереи, и концепция выставки вынесены на окно с внешней стороны. Хороший кураторский ход: описание читают спешащие на метро люди, но не посетители галереи – или только самые внимательные из них.
Куратор Мария Вторушина говорит, что Set – независимое арт-пространство европейского образца. Независимое от кого?
"В первую очередь, от политической и коммерческой конъюнктуры, – поясняет Мария. – Мы не зависим от политического вектора в Украине, который часто меняется, разворачиваясь на 180 градусов. Set сотрудничает с международными дипломатическими институциями: посольствами, культурными институтами. Пространство поддерживает группа киевских меценатов, которую мы планируем расширять. Поэтому у нас нет необходимости подстраиваться под требования арт-рынка, и под вкусовщину, чтобы держаться на плаву. В то же время кураторы могут подаваться на грантовые программы, вне зависимости от желания меценатов поддержать тот или иной проект. Ну и, наконец, мы не зависим от "площадной демократии". Для нас ценнее популярности "среди всех" коммуникация с вдумчивым зрителем, который готов потратить время и осмыслить опыт, полученный от общения с произведением искусства. Да, Set открыт для всех, но мы не будем охотиться за лайками".
Set открылся выставкой швейцарской художницы Марианны Холленштайн "Состояние человека" (Human Condition). В Киеве Марианну знают: тексты из ее проекта Letters in Between стали принтом для коллекции Finch весна-лето 2019, которую дизайнеры Максим Голуб и Катерина Бякова показали в Киеве, Париже и немецком Ульме, где живет Марианна.
Одна из ключевых тем, с которыми работает Марианна, – Холокост. На открытии выставки, в плотной толпе зрителей, она исполнила трогательный перформанс. В нем художница реагирует на переписку немецко-американского философа еврейского происхождения Ханны Арендт с ее мужем Генрихом Блюхером, психиатром и философом Карлом Ясперсом и философом Гершомом Шолемом. Тенью за этими посланиями проявляется лицо
учителя и любовника Арендт, философа Мартина Хайдеггера. Это история
любви, которая стала невозможной из-за идеологического конфликта:
Хайдеггер принял нацизм и пропагандировал его в своих произведениях.
Письма Ханны Арендт впервые были переведены на украинский язык специально для
этого проекта. На открытии тексты прочла певица Настя Шевченко (известная проектом "Стасик"), а Марианна Холленштайн вывела их на своих полотнах в "прямом эфире".
"Эта выставка – не совсем то, что привыкли видеть в киевских галереях, – заметил на открытии куратор Константин Дорошенко. – Непривычен подход к экспозиции, где в респектабельном пространстве, не в сквоте, не в гараже, а на территории "белого куба" произведения выставляются максимально просто. Холсты прибиты гвоздями к стенам, объекты будто ворвались с улицы вместе с булыжниками, служащими им подиумами, видны крепления свисающих с потолка листков, а в качестве материала для скульптуры использован ненавистный всем целлофан".
Тем эмоциональнее воспринимаются обьекты Марианны, развешанные в залах: по сути, это бумага, расписанная текстом-орнаментом по мотивам переписки Ханны Арендт. Текст неузнаваем – он похож то ли на кардиограмму, то ли на записки врача.
"Это художественный жест, работа в духе механического письма, которое встречается как проявление сомнамбулических состояний у людей, пишущих непонятные каракули в трансе или под гипнозом, – говорит Константин Дорошенко. – Но Марианна осознанно использует эту практику, передавая своими строками эмоции, которые вызывает в ней звучание текстов Ханны Арендт. Письменный орнамент, выработанный Холленштайн, остается неизменным, но его ритм, нюансы меняются в зависимости от того, какая звучит музыка, что происходит вокруг. Здесь искусство Холленштайн вторит работам знаменитого Сая Твомбли, каракулями-письменами передававшего на полотнах свое видение тех или иных идей. И заставляет задуматься, что у каждого из нас – своя знаковая система, а письмо тесно переплетено с образом жизни, темпераментом, физическим состоянием в тот или иной момент".
Выставка Марианны Холленштайн будет работать до 10 июля. В Set будут лекции, перформансы, вечеринки и открытые встречи с художниками. В галерее уже работает кофейня, появится бар и библиотека. Среди ближайших проектов – резиденция для художников, а также немецко-украинский проект "Prisoner’s Cinema", посвященный новым медиа.
Фото: Мария Павлюк