23 декабря после первого этапа реставрации открылся Национальный художественный музей. Как выглядит обновленный музей и новая выставка, "Явлення. Пам'ятки Братського монастиря", можно увидеть в репортаже Vogue.ua.
Любимый музей на Грушевского теперь правильно называть NAMU (National Art Museum of Ukraine). В 2018-м здесь прошел первый этап реставрации: обновили крышу и мраморный пол, поставили новые двери (роскошные старые, которые наверняка помнит внимательный посетитель, сохранили в фонде музея), сделали ремонт в вестибюле и аванзале. Для вестибюля, рассказали на пресс-конференции архитекторы Алексей Быков, Павел Величко и Александр Бурлака, выбрали холодный голубой цвет – цвет "норвежского моря": открытый и располагающий к себе. Это правда: вестибюль теперь настолько красивый, что из музея просто не хочется уходить. В таком же оттенке выполнена и сделанная на заказ мебель – тумбы и стойка для регистрации, очень инстаграм-friendly.
Вместе с реставрацией в музее случился и долгожданный ребрендинг. Появились персональные шрифты, новая аббревиатура, айдентика и мерч – чашки и блокноты, календари, постеры и даже носки с гусями уже весной можно будет купить в сувенирной лавке NAMU. Ребрендинг для художественного музея сделали в креативным агентстве Banda. Украинское искусство заслуживает куда большего внимания, чем имеет сегодня, а за каждым экспонатом музея стоят истории, достойные сериалов Netflix – уверен руководитель агентства Banda Павел Вржещ. К слову, в процессе сотрудничества NAMU и Banda выяснилось, что прадед Павла Евгений Вжрещ – художник, чьи работы находятся в фонде NAMU. Круг замкнулся.
23 декабря в музее открылась выставка "Явлення. Пам'ятки Братського монастиря" — это уникальная коллекция барочного искусства из киевского Братского монастыря, который находился на Подоле. Монастырь основали в 1615 году, в 1920 он прекратил функционировать, а в 1935-м, когда столицу советской Украины перенесли из Харькова в Киев, был уничтожен — так Киев потерял один из ключевых памятников архитектуры барокко. История с иконами, окладами, книгами и крестами, которые находились в монастыре, а потом исчезли, а также процесс их идентификации похож на музейный детектив.
Увлекательным детективом стал для сотрудников музея процесс реставрации. "Когда реставрируешь икону, очень важно снять верхний слой защитного лака так, чтобы показать оригинальные цвета, – рассказывает Галина Беликова. – На протяжении столетий считалось, что все иконы — очень темные, мрачные, но в начале 20 века иконопись вдруг всех поразила — реставраторы показали, какими яркими на самом деле могут быть иконы". Еще одна загадка –как добраться до самого оригинального слоя? "В 20 веке иконы часто переписывали, нанося на оригинальные лики все новые и новые изображения, которые казались художникам уместными. Когда реставратор начинает работу, перед ним стоит дилемма — какой слой сохранить, что представляет настоящую художественную ценность? Всегда хочется добраться до самого оригинального слоя...". Галина рассказывает, как в процессе работы они с коллегами видели через рентген уникальные лики, но добраться до них реставратору не так просто, а обычному зрителю без специальной техники не покажешь.
Подчеркнуть красоту икон и окладов на выставке пригласили молодого художника Ивана Светличного, который работает со светом, звуком и скульптурой. Он придумал световую инсталляцию, которая повторяет движение солнца в пространстве храма. Таже Иван разработал дизайн выставки: невероятной красоты иконы в музее висят на стенах глубокого багрового оттенка.
Выставка продлится до 31 марта.
Фото: Юрий Яцкулич