Грамотно собрать коллекцию произведений современного искусства – настоящий вызов: нужно не только понимать правила арт-рынка, но и быть визионером. Специально для арт-номера Vogue UA Светлана Старостенко, директор отдела частных продаж аукционного дома "Золотое Сечение", собрала потенциальную коллекцию предметов современного украинского искусства для главного редактора Vogue UA Ольги Сушко
Я занимаюсь частными продажами в "Золотом Сечении" – аукционном доме с 15-летней историей. Почти пять лет формирую приватные коллекции предметов украинского искусства. Собрать и купить коллекцию целиком – такой заказ мог бы поступить от банка, это популярная практика в Штатах, Великобритании, Германии. Но корпоративная подборка лишена души, потому что составлена как инвестиция, это просто вложение денег. Увлекательнее собирать работы для одного человека, для личности. Так я получила интересное предложение – по сути, эксперимент для арт-номера Vogue UA: "собрать" произведения искусства в потенциальную коллекцию главного редактора.
Получая подобный заказ, я всегда стараюсь узнать об интересах клиента – напрямую или из медиа, если клиент публичная личность. Из открытых источников я узнала, что Ольга любит искусство, путешествия, современный театр, классическую литературу, кино. Интеллектуальной девушке скучно предлагать какой-нибудь топ-10 из последнего рейтинга. Поэтому я решила: пусть это будут художники разных направлений – и наши, и зарубежные. Всех их объединит художественная ценность и музейный уровень работ, коммерческая востребованность. И все работы, конечно, должны быть в первую очередь эстетичны.
Точкой отсчета в современном украинском искусстве считается создание знаменитой работы Арсена Савадова и Георгия Сенченко "Печаль Клеопатры" в 1987 году. С тех пор имя Савадова вызывает трепет в арт-сообществе. Процитирую услышанное от него лет пять назад на вечеринке: "В мире всего 4 % людей разбирается в современном искусстве. Из тех 100 %, кто им занимается". Если вы выбрали его работу – вы из тех, кто разбирается.
Для домашней коллекции я также предложила Ольге работу Валерии Трубиной, коллеги Савадова по художественному сквоту "Паркоммуна", гремевшему в начале девяностых. Работы того периода особенно ценны сейчас. Художница написала ее под впечатлением от выпавшего в Лондоне снега: в канун нового, 1994 года он шел в городе впервые за 10 лет. И пальмы в местном ботаническом саду поражали своим видом: тропические деревья в снегу. Живопись Трубиной стала посвящением этим пальмам. Я знаю, что Ольга любит Лондон, и эта работа как ненавязчивое напоминание о нем будет приятной частью коллекции. Савадов и Трубина – яркие представители отечественного трансавангарда, что важно для серьезной системной коллекции.
Работа Влады Ралко – еще один must-have. Влада – признанный автор, востребованный на арт-рынке. Как художник и автор принтов, она сотрудничала с Еленой Ревой и Катей Березницкой, что сделало ее известной и в модной индустрии. Когда в 2013 году в Украине появился Vogue, Влада создала свой вариант обложки для спецпроекта, задуманного редакцией.
Для коллекции Ольги я также рискнула предложить одно международное имя. Работу Эрте уместно повесить в рабочем кабинете главного редактора. Это выглядит элегантно и всегда остается вне времени. Роман Тыртов, в светской и художественной тусовке Парижа и Голливуда начала ХХ века известный под псевдонимом Эрте, был успешным иллюстратором и сценографом, создавал сценографию для спектаклей Баланчина и Ролана Пети, а среди его поклонников был Энди Уорхол. Эрте был одним из первых, кто начал рисовать обложки для Vogue. В коллекцию Ольги я предложила две его тиражные гравюры.
Интересно, что тиражная графика – новый тренд на украинском арт-рынке. Прошлой осенью на предаукционную выставку офортов и литографий в "Золотом Сечении" очередь посетителей протянулась почти на 300 метров. В зале каждую минуту звучал вопрос "Копии или оригиналы?". Конечно, это оригиналы – их тиражировали либо авторы сами, либо авторизованные институции. Ведь у художников тех времен не было страницы в "Фейсбуке" и гравюра стала отличным способом популяризировать работы. К примеру, в Париже с 1946 по 1982 год выходил легендарный журнал об искусстве Derrière le miroir, в каждом номере которого были вкладыши – подписные литографии Матисса, Пикассо, Миро. Когда нужно удивить подарком, клиенты обращаются ко мне именно за такой гравюрой: все-таки это настоящий Шагал. Или настоящий Дали.
Ольга Сушко много путешествует, выбирая необычные маршруты, интересуется местной кухней и много знает о гастрономии. На картине молодого художника Никиты Кравцова – Гренландия. Сам Кравцов, переехав в Париж, стал международным художником. Рыба изображена как символ: для местных в Гренландии, если клева нет, – это не жизнь, а существование. Рыба дарит жизнь. Эта картина может служить напоминанием о том, что места на планете, которые хочется увидеть, не закончатся никогда.
Причин включить в собрание графику Аллы Горской – множество. Яркая, самобытная художница шестидесятых, правозащитница, общественный деятель. Последние три года имя Горской на украинском арт-рынке – большой тренд. На мой взгляд, покупка ее работы – хорошее вложение денег.
В правильную коллекцию к картинам нужно добавить и объемные предметы – скульптуру и инсталляцию. Тираж "Молекулы" Алексея Золотарева – всего 7 штук, и одна из них уже продана на аукционе Phillips в Лондоне. Известно, что молекула обладает энергией, и скульптура эту энергию передает.
Световая инсталляция "Пульсар" была создана всего два месяца назад. Ее придумал киевский скульптор и дизайнер Василий Грубляк. Сначала объект был размещен прямо под окнами редакции, возле исторического музея во время городского фестиваля света. А теперь эта работа участвует в экспозиции скульптурного парка Volume Park на Оболонской Набережной. Пульсар – это нейтронная звезда на одном из этапов своего существования, последнем, перед тем как погаснуть или сгореть. Такие звезды называют маяками вселенной, считается, что в будущем на них будут ориентироваться астропутешественники. В этой работе есть всё – настоящее искусство, футуристический дизайн, и абсолютная универсальность. Можно иметь звезду в собственном саду. Можно сдать в аренду на модный показ – впечатляющее будет зрелище.
В этой коллекции девять знаковых работ. Девять – это немного, но коллекция получилась емкой. Если однажды Ольга захочет расстаться с одной из этих работ, к новому владельцу та попадет уже с устной пометкой, в чьей коллекции она была. Бывает так, что работа меняет своего владельца 5-6 раз на протяжении 10 лет. Так формируется провенанс картины – ее личная история. Но есть особенная мода – быть верным своим вкусам. С годами человек может увидеть в своем собрании еще большую ценность для себя, сродниться с ним, стать еще увереннее в своем выборе. Это и есть настоящее коллекционирование.