Как жили в уединении знаменитые художники

ART
25 апреля 2020

Сегодня каждый из нас переживает уникальный опыт вынужденной изоляции. Ни путешествий, ни вернисажей, ни ужина в ресторане. В ботанический сад – и то нельзя. А хочется нарядиться на прогулку с размахом, как Сальвадор Дали, например, – на плечах леопардовое манто, на поводке муравьед. И жить хочется по-настоящему, не меньше чем Эдгару Дега, который в свои восемьдесят лет посещал парижские аукционы, будучи почти слепым и глухим. Но иногда самое лучшее, что можно для себя сделать – это уйти в тень (читай остаться дома). Известны случаи, когда отшельничество было вынужденным и продолжалось всю жизнь, а иногда становилось осознанным выбором. Самое время вспомнить художников, которые прошли этот сложный путь для того, чтобы навсегда остаться в истории.

imageСальвадор Дали на прогулке с муравьедом
Фрида Кало

В городе Мехико, на улице Лондрес, находится дом-музей мексиканской художницы удивительно судьбы Фриды Кало. Отец художницы построил этот огромный дом в 1904 году и выкрасил его целиком в голубой цвет – цвет мечты. Спустя три года здесь родилась будущая звезда мировой живописи. Она была бойкой и жизнерадостной девочкой, хотя в шестилетнем возрасте переболела полиомиелитом, что стало причиной ее хромоты.

Фрида Кало в саду своего дома

В восемнадцать она переживает настоящую трагедию – в трамвай, в котором едет Фрида, врезается автобус. Металлический поручень пронизывает девушку насквозь. Кроме этого, было множество травм и переломов. Это страшное событие определило ее становление как художника, вектор творчества и весь будущий образ жизни. Придя в себя после аварии, Фрида попросила дать ей возможность рисовать. Отец тут же обеспечил художницу всеми принадлежностями и смастерил приспособление, на котором можно было писать лежа на спине. Под балдахином кровати повесили большое зеркало – это давало возможность создавать автопортреты и видеть пространство вокруг себя в полном объеме.

Комната Фриды Кало

Благодаря благоприятной обстановке дома, уже через год Фрида твердо становится на ноги, поступает в институт и выходит замуж. Вместе со своим мужем, знаменитым мексиканским художником Диего Риверой, с небольшими перерывами, они остаются жить в "Голубом доме". Здесь, из-за ограниченности в передвижениях, Фрида проводит почти все свое время. Это был ее мир, устроенный только по ее правилам. Художница держала здесь обезьянок, попугаев и голубей (и изображала их на своих автопортретах).

В конце тридцатых годов Фрида Кало представляет свои картины в Париже, и одну из них даже приобретает Лувр. Но желания остаться в Европе, где так бурно развивалось искусство и проходили громкие выставки, у нее не возникает. Международное признание только усиливает ее патриотизм – из всех дальних поездок она стремится скорее домой, в свой "Голубой дом". Спустя год после ее смерти, в 1955 году дом официально превратили в музей. Среди экспонатов не только личные вещи Фриды и ее мужа: книги, фотографии, письма, посуда. Здесь же и мастерские супругов, и их десятки работ. В спальне висят портреты коммунистических лидеров Мао Цзэдуна, Ленина и незаконченный ею портрет Сталина. Посмертная маска художницы размещена на её кровати и урна с прахом тоже хранится в доме. Съемки знаменитого фильма о Фриде Кало также проходили здесь.

Для этой женщины не было полутонов ни в чем – ни в искусстве, ни в любви, ни в быту. Только одна неутолимая жажда жизни. И вся ее жизнь служит доказательством, как наперекор боли, физической неполноценности и эмоциональным страданиям, можно быть счастливой и сильной.

Винсент Ван Гог

"Как у птиц в какой-то период происходит смена оперения (...), так и у человеческих существ наблюдаются периоды бедствий, несчастий или трудностей. В этом промежуточном периоде можно и остаться, но можно и выйти него обновленным, однако последнее не может происходить публично, ведь это совсем не развлечение, и стало быть, выход только в уединении. Вот так" – писал знаменитый Винсент Ван Гог в очередной переломный момент своей жизни.

Голландский художник-постимпрессионист Ван Гог был тихим, замкнутым ребенком и живописи в детстве не учился. Когда ему исполнилось шестнадцать, родственники устроили Винсента в свою в фирму по торговле предметами искусства. В связи с работой он переезжает в Лондон – здесь начинаются его первые потрясения. Ван Гог влюбляется и делает предложение дочери хозяйки дома, где снимает комнату. Но, оказалось, что девушка помолвлена с другим, и Винсент получает отказ. Это стало началом вереницы его неудач, началом нервных расстройств. Вскоре несостоявшегося жениха переводят в Париж. Винсент посещает художественные выставки и сам начинает писать. В двадцать восемь лет он снова влюбляется – на этот раз в свою кузину. И снова его отвергают.

Винсент Ван Гог

В 1886 он наконец-то перебирается в Париж. Брат Тео не только поддержал деньгами и обеспечил кистями, холстами и красками. Он знакомит Винсента со знаменитыми художниками того времени: Дега, Писсарро, Сёра. Да и сам Ван Гог уже успел поучиться в брюссельской, а затем в антверпенской Академии искусств. Его живопись меняется, становится красочной и светлой. Но, из переписки братьев позже станет известно, что именно тогда появились первые симптомы душевной болезни.

Тео Ван Гог

Когда Тео решает жениться, Винсент чувствует себя лишним, покидает Париж и отправляется на юг, в Арль. В уединении он пишет работу "Спальня Ван Гога в Арле" – знаменитую иллюстрацию своей одинокой жизни. Там же начинаются приступы безумия. Так он попадает в психиатрическую лечебницу, а жители Арля просят мэра города об изоляции художника от общества.

"Спальня Ван Гога в Арле"

Из Арля Ван Гог добровольно отправляется в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Когда депрессия отступает, он работает очень плодотворно. За год, проведенный там, было написано сто пятьдесят картин и около ста рисунков. В основном, это пейзажи, в которых так чувствуется его нервное напряжение. Тогда же и приходит признание – его работы на выставке в Брюсселе вызвали одобрение у коллег и критиков. Картину "Красные виноградники в Арле" публикуют в журнале и покупают с выставки за приличную сумму в 400 франков. Это полотно долго считалось единственной проданной при жизни автора работой (на самом деле их было около пятнадцати).

"Звёздная ночь"

Весной 1890 года Ван Гог уединяется в городке Овер-сюр-Уаз. Его единственным другом становится наблюдавший его Доктор Гаше. За семьдесят последних дней своей жизни в этом городе, художник закончил семьдесят пять картин.

Архип Куинджи

В 1880 году "мастер лунного света", живописец Архип Иванович Куинджи устраивает показ одной единственной картины – выставляет в своей мастерской "Лунную ночь на берегу Днепра". Экспозиция была устроена так: произведение находилось в темной комнате, а сама работа освещалась электрическим фонарем. Зрителям, которые выстраивались в очередь, казалось, что свет исходит именно от луны. Этот впечатляющий эффект был достигнут не только благодаря знанию оптических законов живописи, но и невероятному мастерству колориста Куинджи. Знаменитую картину приобрел князь Константин Константинович. А через два года успешный художник Архип Куинджи, в чьих работах читается настоящая любовь к природе и окружающему миру, почти на тридцать лет становится затворником...

"Лунная ночь на Днепре"

Куинджи происходил из небогатой семьи выходцев из Греции (Куинджи, так называли его деда, означает "золотых дел мастер"). Детство Архипа прошло в Мариуполе, и рисовать он начал очень рано. В одиннадцать лет пошел работать: вел учет кирпичей в церкви и, пока жил при церкви, там же расписывал стены своей комнаты. Его способности были заметны и кто-то посоветовал пойти в ученики к знаменитому маринисту, самому Ивану Айвазовскому. Как это часто случалось в те годы с теми, кто одержим знаниями, пешком Куинджи отправляется в Феодосию. Но Айвазовский не берет его в ученики, мол, нет таланта. Правда, на два месяца оставляет в своем доме, поручает толочь краски для забора.

Архип Куинджи

В отличие от многих гениальных художников, Архип Иванович Куинджи становится успешен коммерчески. Он – признанный и любимый художник своей современности. Но на пороге своего сорокалетия, внезапно отказывается от всего этого и "закрывается" в мастерской. Не участвует ни в одной выставке и не показывает никому ни одной своей новой работы. Конечно, Куинджи продолжает путешествовать и даже занимается бизнесом: покупает несколько домов в Крыму (на продаже картин зарабатывал он прилично), ремонтирует и перепродает. Деньги вкладывает в выгодные предприятия и совсем не нуждается. Хотя известно, что с женой они жили скромно, детей не имели, поддерживали вечно голодающих студентов. Интересно, что спустя несколько десятилетий после покраски забора в Феодосии, именно к Куинджи приводит постигать науку живописи своего внука, Михаила Латри, Иван Айвазовский.

Спустя двадцать лет затворничества, Куинджи делает перерыв, и в 1901 году показывает ученикам и друзьям четыре работы последних лет: "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", третий вариант работы "Березовая роща" и "Днепр утром". В том же году Куинджи все-таки устраивает настоящую выставку своих работ – последнюю в своей жизни. После этого Куинджи уходит в тень еще на десять лет – уже до самой своей смерти. За тридцать лет непубличной работы в своей мастерской, он создал пятьсот живописных и почти четыреста графических произведений.

"Вечер на Украине" (оригинальное название работы)

В конце жизни он поделился с Яковом Минченковым, директором Товарищества передвижников, причиной ухода от публики, славы, коммерческого успеха. Объяснил он это так: "Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадает, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным – ну, это хорошо. А потом я увидел, что больше так не сумею сделать и что голос стал как будто спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи – и не стало Куинджи!"

Текст: Светлана Старостенко

Популярное на VOGUE