Интервью с художником Гамлетом Зиньковским

ART
20 января 2020

"3652019 | Гамлет Зиньковский" – выставка нового проекта стрит-арт художника открывается 17 января в харьковском центре современного искусства YermilovCentre.

3652019 – новый проект художника Гамлета Зиньковского, который прежде всего известен работами в большом жанре стрит-арта. На харьковских улицах есть более 200 работ художника, и если повезет, можно попасть на авторскую экскурсию по новым, частично разрушенным и даже закрашенным проектам. В городском пространстве художник создает уличные галереи в подворотнях, где зрителями оказываются случайные прохожие – застигнутые дождем или просто идущие мимо. При этом автору близок и более камерный формат.

Гамлет Зиньковский (фото Денис Панченко)

Весь 2019 Гамлет с безупречно узнаваемым авторским почерком делал мысле-зарисовки на каждый из 365 дней года – отсюда и название 3652019. Аналогичные годовые собрания он реализовал в 2013, 2015 и 2017 годах. Дневниковая лента афоризмов 2019-го, сопровожденных рисунком карандашом, протянулась по двум этажам YermilovCentre. Vogue UA поговорил с художником о творческой дисциплине проекта.

Глядя на этот "дневник", можешь ли ты сказать, о чем больше всего думал в 2019?

Нет, не могу. Я старался не повторяться. Бывало, вспоминаешь какую-то мысль, и понимаешь, что три месяца назад говорил о том же. Я воспринимаю этот проект скорее как размышление, чем дневник. Цель –чтобы каждая работа была мыслью, а не констатацией факта. Разве что есть географические привязки: мне было важно указывать города – Цюрих, Лиссабон, Порто, Афины.

Кажется, этот проект – пример идеального тайменеджмента. Поделись лайфхаками, пожалуйста.

В моих интересах было не затягивать. Это четвертый проект, который я делаю каждые два года. За это время я развил столько самодисциплины, что могу точно сказать, сколько мне нужно времени на любую работу.

Тебя все знают по работам, которые ты делаешь в городском пространстве. И они в разы крупнее, чем эти записи. Пришлось ли корректировать масштаб громкости для проекта 3652019?

В 2015 году я работал с "полароидами". У меня не было возможности снимать, потому я просто нарезал бумаги соответствующего размера, и делал маленькие рисунки тушью и пером. Мои друзья посмотрели на эти работы и сказали, мол, вот настоящее откровение монументалиста-стрит-артиста. То, что я делаю на улице, подвергается моей внутренней цензуре. Я думаю о том, что сказать и как не давить на зрителя, и никогда не допускаю грустных идей в стрит-арте. Для кого-то мои уличные работы грустные. Но тут ничего не попишешь. В этом проекте я разрешаю себе говорить все, что угодно.

Под каждый проект ты меняешь материал и медиум?

Да. В 2017-м проект назывался "Седьмое правило". На листе размером А4 я совмещал рисунки, коллажи, фотографии. Концепцию позаимствовал у Тараса Прохасько – о том, что к основным правилам, которые категорически нельзя нарушать, важно придумывать себе каждое утро седьмое правило. В 2013-м все началось с идеи Павла Макова: он издал дневник на 365 рисунков, раздал друзьям и попросил каждый день там что-то делать. После планировал выставку этих арт-буков художников. Я был единственным, кто вытерпел весь год это делать. Мне понравилось, и весь 2014-й я думал о том, что скучаю по этой дисциплинированности, когда сам себе ставишь рамки. В 2015-м, когда делал "полароиды", решил, что сделаю 10 проектов. Выходит, закончу в 2033 году.

Важно ли, на каких стенах выставлять этот дневниковый проект? Помогают ли стены YermilovCentre?

Абсолютно. Проект 2017-го года выставлялся в муниципальной галерее, довольно небольшой, так что работы висели в три ряда с расстоянием в 1 см. Когда все так плотно расположено, смотреть сложно – даже физически. YermilovCentre в разы больше. Работы расположены в один ряд с расстоянием 11,4 см. У меня получилась лента в два этажа, вдоль которой можно бродить и рассматривать. Пожалуй, это самая важная выставка в моей жизни.

Нужно читать с января?

Те, кто не знаком с проектом, обычно приходят и начинают с любой точки, но после возвращаются к началу и идут до декабря.

Твое искусство политическое?

Нет. Мне недавно доказывали, все что ни делается, является политическим. На что я парировал: если планета земля находится в галактике, а галактика в космосе, то все искусство является космическим и даже межгалактическим. Степень абсурдности утверждения, что у меня политическое искусство, примерно вот такое.

В 2019 на UFW ты сделал инсталляцию со своей коллекцией ножниц. Зачем они тебе?

Когда-то увидел сон: я стоял у гигантской стены, завешанной ножницами. Когда проснулся, пошёл на барахолку покупать ножницы. Так что собираю коллекцию 14 лет. Раньше покупал страшно активно. Перед созданием экспозиции на Неделе моды выбросил 150 советских обычных ножниц – теперь интересно качество коллекции: теперь в ней 450 экземпляров из разных стран и эпох. Ножницы – это символ: отсечение лишнего. Вся моя жизнь – это отсекание лишнего, ненужного, всего навязанного со стороны. Тебе говорят, мол надо делать так, хотеть от жизни вот этого. А когда смотришь вглубь себя, понимаешь, что это просто чужая дурацкая идея.

365 2019 | Гамлет Зиньковский, центр современного искусства YermilovCentre, 17 января – 14 февраля

Текст: Татьяна Соловей

Популярное на VOGUE