В фонде ИЗОЛЯЦИЯ до 3-го июня можно увидеть фильм "Родной город", созданный голландской дизайн-студией Metahaven. В Киеве и Бейруте художники сняли радикальное кино о существовании человека в цифровую эпоху. О политике, отношении к Украине и любви к фильмам Андрея Звягинцева Даниель ван дер Вельдена и Винки Крук рассказали Vogue.ua.
Metahaven – дуэт двух дизайнеров из Амстердама. Круг интересов Даниеля ван дер Вельдена и Винки Крук шире, чем искусство или дизайн: они снимают острое, радикальное кино о современном обществе, выпускают книги. При этом их сугубо "дизайнерские" проекты всегда социально ответственны и политически активны: именно Metahaven в свое время делали айдентику для WikiLeaks, придумали дизайн для Исландского института новых медиа, их работы можно найти в нью-йоркском MoMA, амстердамском музее Stedelijk и лондонском Музее Виктории и Альберта. С 2015 года художники снимают кино, которое формально можно назвать "политическим": они изучают пропаганду и то, как она влияет на человека; как человек учится жить в цифровую эпоху, когда информация окружает нас везде и становится тотальной; как правда превращается в постправду, и как цензурированные СМИ формируют новую картину мира.
Их первый полноценный фильм The Sprawl в 2015 году изучал, в том числе, и ситуацию в современной Украине. С тех пор Даниель ван дер Вельден и Винки Крук – частые гости в Киеве. Именно Киев, наравне с Бейрутом, стал местом действия их нового фильма "Родной город". Героини фильма — девушки Лера и Гина: они блуждают по пустым улицам между заброшенных сооружений, уличных базаров, недостроев, пытаясь примириться с противоречиями родного города и, несмотря ни на что, полюбить его.
Расскажите, когда Украина стала для вас интересной темой для изучения?
В 2015 году мы выпустили документальный фильм The Sprawl – об альтернативных медиа и о том, как СМИ создают новую картину мира через пропаганду. Мы говорили в нем и об арабской весне, и о Wikileaks, и, конечно, о том, как работали тогда медиа Украины и России. Мы знали о том, что происходит в Украине с 2013 года. Хотя, честно признаться, разобраться в ситуации, черпая информацию в новостях, нам, иностранцам, было невозможно. В The Sprawl вы можете найти "картинки" из разных украинских СМИ – от скульптуры хрустальной лошади в захваченном дворце Виктора Януковича до памятника Дарту Вейдеру, который появился в Одессе в рамках политической кампании "Интернет-партии" Украины. В 2016 году мы взяли интервью у дизайнера Юлии Ефимчук для нашего следующего фильма Information Skies и именно в разговоре с Юлей появилась идея фильма "Родной город". Так что приехать в Киев – это было неизбежно для нас.
Почему Киев и Бейрут?
В начале 2017 года мы провели несколько недель в Бейруте, сблизились с Кристин Томме, куратором биеналле в Шардже, и поняли, что Бейрут – тот самый город. Но мы всегда знали, что "Родной город" – это история о двух городах, и Киев стал логичным выбором.
Вы всегда интересовались политикой?
Да, всегда. Но Hometown не является политическим фильмом в буквальном смысле. Он не заставляет зрителя сталкиваться с конкретной политической ситуацией. Фильм говорит о том, что все больше и больше мы живем в сферах, которые создаются и управляются противоречиями. А это значит, что большинство вещей, которые нас окружают в информационном пространстве, имеют в себе столько же смысла, как какая-то абсурдная загадка. Тем не менее, мы по-прежнему принадлежим этому странному миру, несмотря на то, что мы понимаем, что его трудно изменить. Фильм скорее поэтический, чем политический: мы пытались найти правильный язык, чтобы исследовать сложные вопросы, но при этом мы как его авторы вовсе не злимся на этот странный мир.
Украинская молодежь имеет специфические отношения с политикой: часть людей одержимы политикой, а другая часть полностью аполитична. Насколько активна голландская молодежь в этом смысле?
То, что мы видим почти повсюду – это гипер-фрагментация политического контекста. Сегодня сложнее, чем когда-либо, соглашаться на "одну реальность". Каждый человек живет в своей собственной реальности. Страны разделяются на разные версии самих себя, которые существуют параллельно друг другу и имеют мало общего друг с другом. Что связывает нас всех – это технологии, и особенно новые цифровые медиа.
Как вы нашли главных героинь, я имею в виду Леру и Гину, для вашего фильма? У вас были особые пожелания в отношении актеров?
Лера Лученко – это модель и актриса из Киева, с которой мы познакомились благодаря продюсеру Татьяне Монаховой. Мы провели наши первые репетиции через Skype и остались очень довольны. Гина Аббуд – актриса и кинорежиссер в Бейруте. Поскольку для фильма требовалось не столько актерское мастерство, сколько честность, мы сразу выбрали Леру и Гину, не рассматривая другие варианты.
В Киеве и Бейруте у нас было два продюсера – Таня Монахова и Цзинан Чаи, которые собрали творескую команду и помогли нам почувствовать эти города. Съемочная группа в Киеве – операторы Ярема Малащук и Роман Химей. Киевскую часть мы снимали в самой "Изоляции", и возле старых железнодорожных путей неподалеку от фонда.
Какой город для вас "родной"?
Родной город – место сложной принадлежности. Место, из которого вы захотите уехать, но которое вам никогда не удастся покинуть, потому что вы переплетаетесь с его противоречиями.
В ваших фильмах много ссылок на кино (Тарковский, Сокуров) и литературу (Толстой). На ваш взгляд, кто из современных режиссеров наиболее критичен в понимании реальности, в которой мы живем?
На сценарий "Родного города" больше всего повлияли Александр Введенский и Марина Цветаева. Абсурд и противоречивость Введенского, лирика Цветаевой очень тронули нас в свое время. Также на нас повлияли режиссеры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов и Александр Сокуров. Если говорить о современном кино, то есть много всего интересного. Но в контексте именно критического осмысления реальности никто не делает это так, как Андрей Звягинцев.