Дождливым вечером 22 июня в PinchukArtCentre открылось сразу три выставки. Самая масштабная – групповой проект звезд современного искусства: Такаши Мураками, Дэмиена Херста, Олафура Элиассона, Гошки Макуга, Зо Леонард и других художников. Вместе с куратором Бйорном Гельдхофом участники размышляют о самом актуальном вопросе, который только можно придумать: недавних выборах в разных странах мира и предстоящих выборах в Украине в 2019 году.
"Я хочу президента-лесби" – выставка открывается этой фразой: это первые строчки стихотворения Зо Леонард 1992 года, активистки и феминистки, писательницы и художницы, чьи работы принимали участие в фестивале "Документа" и биеннале в музее Уитни. В поэзии, написанной больше 20 лет назад и актуальной вновь, Леонард спрашивает себя и публику: почему в нашем мире невозможно, чтобы президентом стал нормальный человек – тот, у кого никогда не было медицинской страховки, или женщина, сделавшая аборт в 16, кто жил без центрального отопления, кто стоял в очередях в поликлинике, одним словом – кто делал ошибки и учился на них. Мощное высказывание Леонард заводит тон всей выставки: после этих строчек ее невозможно воспринимать отстраненно и безотносительно событий в твоей родной стране.
Не все работы на выставке столь радикальны, но символично, что большинство были сделаны специально для киевского проекта. Среди них, например, новое полотно Такаши Мураками, которое буквально неделю назад было закончено в мастерской художника в Нью-Йорке. На обманчиво яркой картине, выполненной в фирменной манере Мураками, при ближайшем рассмотрении можно найти среди милых котиков черепа – этим Мураками вполне прямолинейно говорит о том, что авторитарные системы управления иногда кажутся очень симпатичными и привлекательными. На первый взгляд.
Виктор и Елена Пинчук на фоне работы Такаши Мураками
Параллельно на верхних этажах арт-центра исследовательская платформа PinchukArtCentre представила два отдельных проекта, посвященных современному украинскому искусству. Первый – "Красная книга: советское искусство Львова 80-90-х годов", в которой кураторы Станислав Силаньтев и Галина Хорунжая сделали, по сути, первое в истории Украины подробное исследование авангардного искусства Львова конца 80-х годов.
Второй проект – персональная выставка молодой художницы Леси Хоменко, представителя известной в Украине художественной династии. Вместе с куратором Ксенией Малых художница перенесла свою мастерскую, которая находится на бывшей улице Перспективной в Киеве, на территорию публичности – в PinchukArtCentre.
На открытие выставки пришли Виктор и Елена Пинчук, Евгений и Катя Березницкие, Катя Кулик, Илья Чичкан и Маша Шубина, Иван Фролов.
Фото: Юрий Яцкулич