Дневники Венецианской биеннале: часть 2

Vogue.ua ведет прямой репортаж с Венецианской биеннале.

Температура в Венеции опустилась до десяти градусов, а голова болела еще со вчера, но завтрак с Борисом Михайловым в украинском павильоне – это лучший повод для того, чтобы встать в восемь утра. Сев в любезно предоставленное гостям водное такси с площади Сан Марко до павильона, я наслаждалась Венецией – холодной, мрачной, но еще более красивой, чем при солнечных лучах.

Лодка остановилась у заднего входа в павильон, и первое, что я увидела – это шелковые ленты, развевающиеся на ветру на фоне серого здания. В маленьком внутреннем дворике вокруг главного художника павильона – Бориса Михайлова и его жены Виты – расположились гости. Лиля Куделя, сокуратор Украинского павильона, призналась, что им с Питером Дорошенко ( директор Dallas Contemporary и куратор Украинского павильна) пришлось долго вести переговоры с художником, чтобы он показал в Венеции свою серию "Парламент", и терпеливо ждать, пока художник закончить работу над проектом.

Борис Михайлов показал в Венеции серию из 15 работ, над которым он работал более двух лет. Проект создавал у себя дома, сидя на диване перед телевизором, снимал депутатов и парламентариев, обращаясь к глитч-арту. Этот глубоко социальный проект затрагивает проблему политиков, которые транслируют свою лживую идеологию на весь мир. Гибридные, "неправильные" портреты политиков, которые сделал Михайлов, отображают искаженную действительность нашего времени, отношения между реальностью и вирутальным миром.

Вторит теме Бориса и молодое поколение украинских художников – к примеру, группа фотографов ZHÚZHALKA из Донецка предоставили два артбука, в которых затронуты социальные темы, а проект арт-группы SVITER и Ивана Светличного показали аудиоинсталяцию, в которой отображена проблема мутации информации. Дизайнер Антон Белинский сделал форму для сотрудников павильона, подкрепив своей проект очень украинской "темой": на его белых рубашках можно увидеть любопытный принт – дерущихся парламентариев. Этот символ – наша реальность.

В минималистичном, холодном пространстве Национального павильона работы художников выглядят пронзительно и лаконично. И как вишенка на торте – каталог, снятый Юргеном Теллером. Фешн-фотографа связывает долгая дружба с Борисом Михайловым, и Питер Дорошенко предложил именно Юргену сделать каталог проекта. Юрген задокументировал весь процесс создания "Парламент", приезжая в гости к Михайлову, в Берлин, и написал трогательное предисловие к проекту. "Boris Mihailov is my favourite photographer. I love him, and I love his wife Vita too. I think the same of Eggleston, Araki, Friedlander, Furuja and Tilmans too, but it’s Boris I’m in love with"

Борис Михайлов дома в Берлине, фото – Юрген Теллер

Не секрет, что в апреле Дэмиен Херст наконец открыл свою выставку в Венеции, поэтому после украинского павильона я отправилась именно туда. Он работал над ней десять лет и открыл ее сразу на двух локациях – во Дворце Грасси и Пунто делла Догана. В экспозиции около 500 экспонатов. "Сокровище с места крушения "Невероятного" , должно быть, одна из самых дорогих выставок современности. Херст не стесняется забирать лучшее у других культур, и копировать их исскуство в новых материалах. Как всегда у Дэмиена Херста, его новый проект меньше всего похож просто на выставку – это целый миф со своим сюжетом и коллизиям. По легенде, придуманной художником, в 2008 году у берегов Африки был найден затонувший корабль "Невероятное". Принадлежал он освобожденному рабу из Турции и на нем водолазы нашли уйму сокровищ – предметов современного искусства: скульптуры морских чудовищ, украшенные кораллами, единорогов, черепах, богиню с лицом Кейт Мосс, статую Микки-Мауса, мумию фараона, очень похожего на Фаррела Уильямса. Все это можно увидеть на выставке.

Выставка Дэмиена Херста

Кто знает, возможно, мои внуки теперь будут думать, что именно Херст – автор античных скульптур? "Это – настоящий постпостмодерн", – улыбаясь, говорит мне куратор и исскуствовед Константин Акинша. Выставка открыта не так долго, а с ней связан уже скандал: нигерийский художник Victor Ehikhamenor обвинил Херста в том, что он украл и полностью скопировал знаменитый сакральный бюст властителя из Ифе – Ife Head, который датируется 13 веком. Что же, думаю Дэмиену не стыдно, ведь он все продаст и продаст быстро. Говорят, что он потратил на создание проекта около 50 миллионов доларов, а доход от продажи будет выше 1 миллиарда. Забавно, что среди экспонатов есть и монеты, и мелкие предметы, которые вполне смогут себе позволить те, кто раньше и не мечтал о работе Херста в своей коллекции. Не странно, что я увидела на выставке Херста Виктора Пинчука, который задумчиво и внимательно осматривал экспонаты вокруг.

Идет работа над выставкой Дэмиена Херста

Увидела его я и позже – на вечеринке его конкурса для молодых художников Future Generation Art Prize. На входе была дикая давка, и казалось, что ребра будут вот-вот сломаны. Но люди пробивались к бару, где болтали и пританцовывали под аккомпанемент техно от диджея Насти Топольской. Прекрасное палаццо, украшенное живыми цветами, гремело на весь район лодочной станции Academia. Здесь были все, и практически все понимали русскую речь, поэтому процесс общения был живым, и ощущение было, что Киев просто стал красивее и теперь стоит на воде. Но с законом все строго, к двенадцати охранники начали зачищать территорию от людей. В любом случае, вечеринка эта была самой желанной в этот день, и идти дальше было некуда. Все разбрелись кто-куда, но уверена, что вернутся осмотреть работы номинантов, по крайней мере, я это сделаю завтра.

Читайте также:

Дневник Нади Шаповал с Венецианской биеннале: часть 1

Популярное на VOGUE