2 октября в Венском музее истории искусств открылась выставка нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, которая приурочена к 450-летию со дня его смерти. Это первая большая персональная выставка Брейгеля за все время – и настоящий блокбастер.
Мы полетели на ретроспективу Питера Брейгеля уже после открытия, но еще до того, как среди профессиональной среды в Фейсбуке начался легкий ажиотаж. Еще бы: это первая персональная выставка Брейгеля такого масштаба. Работы Брейгеля в Вену летели со всего мира: из Брюсселя, Антверпена. Рима, Роттердама, Лондона, Берлина. Художник встречает туристов в аэропорту почти лично: большие лайтбоксы с фрагментами его самых известных работ видишь, как только выходишь к багажным лентам. Наследие Брейгеля – это 40 живописных работ, 60 рисунков и 70 гравюр. В Вене показывают 30 картин и 60 рисунков и гравюр.
По дороге в город выясняем, что попасть на экспозицию не так уж легко. Вход зрителей ограничен временем – пускают определенное количество посетителей каждые 20 минут, при условии, что вы зарегистрировались на сайте музея на определенное время и там же оплатили билет.
Атмосфера полна торжественности (похоже, что виной тому итальянский ренессанс – интерьер музея выполнен именно в этом стиле). Снова обещаю себе в следующий поход в музей быть одетой нарядно – обстановка обязывает. Очередь на вход большая, но мы стоим в ней не более пяти минут. И вот – величественный и одновременно мрачноватый первый зал брейгелевской экспозиции открывает двери.
Поначалу очень много графики. Оригинальные рисунки Питера Брейгеля в небольших рамках висят по периметру зала. После графики я мчусь в зал, где выставлена живопись Брейгеля – давно хотела ее увидеть в одном месте.
Коллекция живописи начинается "Временами года" – это культовый цикл Брейгеля, который был создан в 1565 году по заказу бельгийского коллекционера Николоса Ионгелинка. Позже Николос передал коллекцию Антверпену – в качестве обеспечения крупного денежного займа. В последствии картины выкуплены обратно не были – так они попали в собственность Антверпенской городской казны.
На самом деле эта серия изначально состояла из 6 полотен (по другим сведениям – даже из двенадцати, но версия о шести официальная). Каждая из них символизировала не время года, как иногда говорят, а два определенных месяца. До наших дней их дошло пять, а в Вене представлены лишь четыре из них. Пятую работу из этого цикла, сохранившуюся до наших дней, нью-йоркский Метрополитен-музей отказался предоставить для венской выставки, опасаясь за ее сохранность во время транспортировки. Все эти работы написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля – именно поэтому они сложны для транспортировки и редко покидают стены музеев, в чьей коллекции находятся. Знаю, что некоторые экспонаты выставки показаны впервые за сто лет.
Экспонаты следующего зала оказались немного неожиданными. Я вижу 10 стеклянных боксов, в каждом из которых – предметы быта XVI века. Мужские, женские и детские башмаки, прялка, кувшин, монеты – все это окружало Брейгеля. В этом же зале показана работа "Битва Масленицы и Поста" – любопытно, что все эти предметы можно увидеть на картине. Хочется рассматривать бесконечно.
Одно из самых известных произведений на выставке – "Триумф смерти" – привезли из мадридского музея "Прадо". У этой работы постоянно толпа зрителей. Люди неотрывно смотрят на смерть. Вокруг очень душно, старинный пол жутковато скрипит, но от картины не оторваться. Я и сама провела много времени возле этой мистической, страшной и захватывающей работы, рассматривая варианты неизбежного события под названием "смерть".
Выставка продлится до 13 января 2019 года.
Текст: Светлана Старостенко