Что нужно знать о выставке Питера Брейгеля Старшего в Вене

ART
29 октября 2018

2 октября в Венском музее истории искусств открылась выставка нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, которая приурочена к 450-летию со дня его смерти. Это первая большая персональная выставка Брейгеля за все время – и настоящий блокбастер.

image

Мы полетели на ретроспективу Питера Брейгеля уже после открытия, но еще до того, как среди профессиональной среды в Фейсбуке начался легкий ажиотаж. Еще бы: это первая персональная выставка Брейгеля такого масштаба. Работы Брейгеля в Вену летели со всего мира: из Брюсселя, Антверпена. Рима, Роттердама, Лондона, Берлина. Художник встречает туристов в аэропорту почти лично: большие лайтбоксы с фрагментами его самых известных работ видишь, как только выходишь к багажным лентам. Наследие Брейгеля – это 40 живописных работ, 60 рисунков и 70 гравюр. В Вене показывают 30 картин и 60 рисунков и гравюр.

Открытие выставки

По дороге в город выясняем, что попасть на экспозицию не так уж легко. Вход зрителей ограничен временем – пускают определенное количество посетителей каждые 20 минут, при условии, что вы зарегистрировались на сайте музея на определенное время и там же оплатили билет.

Атмосфера полна торжественности (похоже, что виной тому итальянский ренессанс – интерьер музея выполнен именно в этом стиле). Снова обещаю себе в следующий поход в музей быть одетой нарядно – обстановка обязывает. Очередь на вход большая, но мы стоим в ней не более пяти минут. И вот – величественный и одновременно мрачноватый первый зал брейгелевской экспозиции открывает двери.

Брейгель, "Сенокос", 1565

Поначалу очень много графики. Оригинальные рисунки Питера Брейгеля в небольших рамках висят по периметру зала. После графики я мчусь в зал, где выставлена живопись Брейгеля – давно хотела ее увидеть в одном месте.

Брейгель, "Большие рыбы пожирают маленьких", 1557

Коллекция живописи начинается "Временами года" – это культовый цикл Брейгеля, который был создан в 1565 году по заказу бельгийского коллекционера Николоса Ионгелинка. Позже Николос передал коллекцию Антверпену – в качестве обеспечения крупного денежного займа. В последствии картины выкуплены обратно не были – так они попали в собственность Антверпенской городской казны.

Брейгель, "Охотники в снегу", 1565

На самом деле эта серия изначально состояла из 6 полотен (по другим сведениям – даже из двенадцати, но версия о шести официальная). Каждая из них символизировала не время года, как иногда говорят, а два определенных месяца. До наших дней их дошло пять, а в Вене представлены лишь четыре из них. Пятую работу из этого цикла, сохранившуюся до наших дней, нью-йоркский Метрополитен-музей отказался предоставить для венской выставки, опасаясь за ее сохранность во время транспортировки. Все эти работы написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля – именно поэтому они сложны для транспортировки и редко покидают стены музеев, в чьей коллекции находятся. Знаю, что некоторые экспонаты выставки показаны впервые за сто лет.

Брейгель, "Две обезьяны", 1562

Экспонаты следующего зала оказались немного неожиданными. Я вижу 10 стеклянных боксов, в каждом из которых – предметы быта XVI века. Мужские, женские и детские башмаки, прялка, кувшин, монеты – все это окружало Брейгеля. В этом же зале показана работа "Битва Масленицы и Поста" – любопытно, что все эти предметы можно увидеть на картине. Хочется рассматривать бесконечно.

Одно из самых известных произведений на выставке – "Триумф смерти" – привезли из мадридского музея "Прадо". У этой работы постоянно толпа зрителей. Люди неотрывно смотрят на смерть. Вокруг очень душно, старинный пол жутковато скрипит, но от картины не оторваться. Я и сама провела много времени возле этой мистической, страшной и захватывающей работы, рассматривая варианты неизбежного события под названием "смерть".

Брейгель, "Триумф смерти", 1562
Выставка масштабная по содержанию, но совсем небольшая. Финальным аккордом в последнем зале для меня становятся две версии знаменитой "Вавилонской башни". Говорят, эти две работы "встретились" впервые. Но после "Триумфа смерти" уже ничто так не поражает.
Брейгель, "Вавилонская башня", 1563

Выставка продлится до 13 января 2019 года.

Текст: Светлана Старостенко

Популярное на VOGUE