12 января исполняется 112 лет со дня рождения народной художницы Марии Примаченко. Vogue UA рассказывает, что нужно знать об одной из самых ярких представительниц украинского искусства.
"Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…". Соседи приходили посмотреть на работу, проделанную юной Примаченко, хвалили, просили украсить и их дома.
Примаченко родилась, выросла и провела всю жизнь в селе Болотня, Киевская область. Она воспитывалась в творческой семье. Ее отец был плотником, бабушка – разрисовывала писанки, мать – мастерски вышивала, чему от нее научилась и Мария Авксеньтьевна. Кроме живописи и вышивания, занималась также керамикой, иллюстрацией.
В детском возрасте Примаченко не могла работать в поле и помогать семье во многих хозяйственных делах из-за недуга. Когда девочке было семь лет Маруся заболела полиомиелитом. В дальнейшем всю жизнь художница будет переживать страшные боли, не одну операцию и практически на всех фото будет с костылями.
Время, освобожденное болезнью, Мария использовала для занятия творчеством. Серьезно рисовать Примаченко начала в 17-летнем возрасте. Она нашла синеватую глину, которой разрисовала собственный дом. Работа девушке пришлась всем по душе – вскоре ее ждал первый заказ. За раскраску дома соседей Мария получила награду – поросенка. Впоследствии, именно этот поросенок помог всей ее семье выжить в голодное время.
Интересно, что в общем, художница была малообразованной: из-за болезни она окончила всего четыре года обучения. В подписях к картинам она практически не ставила знаков препинания и пользовалась народным наречием. Тем не менее, Примаченко одинаково ловко рисовала обеими руками. Некое художественное образование Марии Авксеньтьевне удалось получить благодаря мастерице-ткачихе из Киева – Татьяне Флоре. Она заметила ее талант и в 1930-х годах пригласила Примаченко в экспериментальные мастерские, находившиеся в Киевском музее украинского искусства. Там ее творчество стало более разнообразным — Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В 1936 году мастерскую реформировали в Школу народных мастеров – ее она и закончила. В этот период жизни Мария нарисовала картины "Бычок на прогулке", "Синий лев", "Рябой зверь", "Красные ягодки" и прочие. Ее звери необычные – все выглядят фантастично и сказочно, при этом сохраняют фольклорные мотивы.
1936 год стал знаковым в карьере художницы. Тогда прошла Всеукраинская выставка народного искусства, где экспонировали её "Зверей с Болотни". Мария стала известной. Ей присудили диплом I степени. Вскоре её работы появились на Всесоюзной выставке в Москве, а в 1937 году – на Международной выставке в Париже. А потом уже и в Варшаве, Софии, Монреале, Праге. Статьи в периодике, журналах, музеи начали покупать работы художницы. Марк Шагал настолько увлекся ее творчеством, что сам начал рисовать чудных существ, похожих на зверей, изображаемых Марией.
К сожалению, творческий подъем закончился с началом войны. Марии пришлось вернуться в родную Болотню. Ее возлюбленный, которого одним из первых забрали на фронт, так и не увидел новорожденного сына. В последнем своём письме он пожелал счастья сыну и сообщил, что идет в пятую атаку. Больше известий от него не было. Гибель любимого стала страшным ударом, отобравшим желание и вдохновение заниматься творчеством. К тому же, Примаченко осталась с маленьким сыном и старыми родителями в полуразрушенном доме. В послевоенные времена художница не вписывалась в рамки признанного творчества, прославляющего социалистическую действительность.
Мария возвращается к любимому делу в конце 1940-х годов, а также вышивает и шьет одежду. Чтобы заработать денег, Примаченко шила оригинальные свадебные платья всей округе, правда интересным методом: фасон и крой она выбирала "на глаз", а ножницами не пользовалась – просто рвала ткань.
Работы Марии, очаровывают невероятно доброй фантазией, точным, своеобразным колоритом и таинственным мастерством. Как в заполненном кризисами и войнами ХХ веке художница нашла столько ярких красок? Чувственные и непринужденные, ее картины – это самовыражение подсознательного, обрамленное в детскую форму, которая никогда в ее творчестве не была брошенной. Она вдохновлялась вышивками и окружающей средой, она была крестьянкой, обожавшей Украину и никогда не покидала родной дом. Даже во время аварии на ЧАЭС, когда родное село попадало под 30-километровую зону эвакуации, она осталась с сыном, и нарисовала картину, на которой корова в бахилах ест отравленную радиацией траву.
За годы вдохновенной работы классик современной украинской народной живописи Мария Примаченко создала сотни художественных работ, которые сегодня оцениваются в десятки тысяч долларов. Кроме того, она создала собственное направление, свою школу-студию оригинального декоративного письма, в которую привлекала талантливых детей из родной Болотни. Как писал журналист Юрий Ростов, последние годы своей долгой жизни Мария Авксентьевна провела "в платке, надвинутом на лоб, и зеленой вязаной кофте сидела на разложенном возле печи диване, накрыв больные ноги одеялом, и наблюдала жизнь, происходящую в хате", и, возможно, даже не подозревала, какой огромный вклад она сделала в украинскую культуру.