Что нужно знать о художнице Марии Примаченко

12 января исполняется 112 лет со дня рождения народной художницы Марии Примаченко. Vogue UA рассказывает, что нужно знать об одной из самых ярких представительниц украинского искусства.

image

"Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…". Соседи приходили посмотреть на работу, проделанную юной Примаченко, хвалили, просили украсить и их дома.

Примаченко родилась, выросла и провела всю жизнь в селе Болотня, Киевская область. Она воспитывалась в творческой семье. Ее отец был плотником, бабушка – разрисовывала писанки, мать – мастерски вышивала, чему от нее научилась и Мария Авксеньтьевна. Кроме живописи и вышивания, занималась также керамикой, иллюстрацией.

В детском возрасте Примаченко не могла работать в поле и помогать семье во многих хозяйственных делах из-за недуга. Когда девочке было семь лет Маруся заболела полиомиелитом. В дальнейшем всю жизнь художница будет переживать страшные боли, не одну операцию и практически на всех фото будет с костылями.

Время, освобожденное болезнью, Мария использовала для занятия творчеством. Серьезно рисовать Примаченко начала в 17-летнем возрасте. Она нашла синеватую глину, которой разрисовала собственный дом. Работа девушке пришлась всем по душе – вскоре ее ждал первый заказ. За раскраску дома соседей Мария получила награду – поросенка. Впоследствии, именно этот поросенок помог всей ее семье выжить в голодное время.

Интересно, что в общем, художница была малообразованной: из-за болезни она окончила всего четыре года обучения. В подписях к картинам она практически не ставила знаков препинания и пользовалась народным наречием. Тем не менее, Примаченко одинаково ловко рисовала обеими руками. Некое художественное образование Марии Авксеньтьевне удалось получить благодаря мастерице-ткачихе из Киева – Татьяне Флоре. Она заметила ее талант и в 1930-х годах пригласила Примаченко в экспериментальные мастерские, находившиеся в Киевском музее украинского искусства. Там ее творчество стало более разнообразным — Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В 1936 году мастерскую реформировали в Школу народных мастеров – ее она и закончила. В этот период жизни Мария нарисовала картины "Бычок на прогулке", "Синий лев", "Рябой зверь", "Красные ягодки" и прочие. Ее звери необычные – все выглядят фантастично и сказочно, при этом сохраняют фольклорные мотивы.

1936 год стал знаковым в карьере художницы. Тогда прошла Всеукраинская выставка народного искусства, где экспонировали её "Зверей с Болотни". Мария стала известной. Ей присудили диплом I степени. Вскоре её работы появились на Всесоюзной выставке в Москве, а в 1937 году – на Международной выставке в Париже. А потом уже и в Варшаве, Софии, Монреале, Праге. Статьи в периодике, журналах, музеи начали покупать работы художницы. Марк Шагал настолько увлекся ее творчеством, что сам начал рисовать чудных существ, похожих на зверей, изображаемых Марией.

К сожалению, творческий подъем закончился с началом войны. Марии пришлось вернуться в родную Болотню. Ее возлюбленный, которого одним из первых забрали на фронт, так и не увидел новорожденного сына. В последнем своём письме он пожелал счастья сыну и сообщил, что идет в пятую атаку. Больше известий от него не было. Гибель любимого стала страшным ударом, отобравшим желание и вдохновение заниматься творчеством. К тому же, Примаченко осталась с маленьким сыном и старыми родителями в полуразрушенном доме. В послевоенные времена художница не вписывалась в рамки признанного творчества, прославляющего социалистическую действительность.

Мария возвращается к любимому делу в конце 1940-х годов, а также вышивает и шьет одежду. Чтобы заработать денег, Примаченко шила оригинальные свадебные платья всей округе, правда интересным методом: фасон и крой она выбирала "на глаз", а ножницами не пользовалась – просто рвала ткань.

Работы Марии, очаровывают невероятно доброй фантазией, точным, своеобразным колоритом и таинственным мастерством. Как в заполненном кризисами и войнами ХХ веке художница нашла столько ярких красок? Чувственные и непринужденные, ее картины – это самовыражение подсознательного, обрамленное в детскую форму, которая никогда в ее творчестве не была брошенной. Она вдохновлялась вышивками и окружающей средой, она была крестьянкой, обожавшей Украину и никогда не покидала родной дом. Даже во время аварии на ЧАЭС, когда родное село попадало под 30-километровую зону эвакуации, она осталась с сыном, и нарисовала картину, на которой корова в бахилах ест отравленную радиацией траву.

За годы вдохновенной работы классик современной украинской народной живописи Мария Примаченко создала сотни художественных работ, которые сегодня оцениваются в десятки тысяч долларов. Кроме того, она создала собственное направление, свою школу-студию оригинального декоративного письма, в которую привлекала талантливых детей из родной Болотни. Как писал журналист Юрий Ростов, последние годы своей долгой жизни Мария Авксентьевна провела "в платке, надвинутом на лоб, и зеленой вязаной кофте сидела на разложенном возле печи диване, накрыв больные ноги одеялом, и наблюдала жизнь, происходящую в хате", и, возможно, даже не подозревала, какой огромный вклад она сделала в украинскую культуру.

Популярное на VOGUE