Вместо подиума на показе Balenciaga весна-лето 2019 был футуристический туннель, который транслировал видео с космическими эффектами и погружал зрителей в транс. Автор инсталляции – канадский художник Джон Рафман.
Три месяца ушло у Рафмана на то, чтобы разработать инсталляцию для нового шоу Демны Гвасалия. Креативный директор Balenciaga и Рафман познакомились на ярмарке Art Basel и сразу нашли общий язык: в фокусе интереса обоих – будущее человечества.
Над инсталляцией они работали удаленно, переписываясь в мессенджерах и созваниваясь по телефону, но поняли друг друга с полуслова. Новую коллекцию модели продемонстрировали в сюрреалистичном тунеле, который одновременно пугал, притягивал и захватывал с головой зрителя. Главная идея проекта – размышления о том, как технологии влияют на нас и наше сознание.
Джону Рафману 37 лет, он родился в Монреале и всю жизнь занимается цифровым искусством. В его арсенале – участие в архитектурной биеннале в Венеции, фестивале фотографии в Арле, а также место в шорт-листе украинской премии Future Generation Art Prize в 2014. В какой-то степени Рафман делает то же самое, что и создатели суперпопулярного сериала "Черное зеркало" – исследует и анализирует отношения человека и технологий и пытается предположить, куда эти отношения нас заведут. Но, в отличие от "Черного зеркала", его искусство довольно дружелюбно: Рафман любит изучать мир. Один из самых громких его проектов – 9 Eyes, представляющий собой архив смешных, нелепых, трогательных скриншотов, сделанных в Google Streets. Несколько лет художник "путешествовал" по миру через гугл-карты и собирал самые интересные, на его взгляд, снимки – те, что можно отнести к категории нелепые. Уличные стычки, любовные встречи, смешные животные, странные незнакомцы – Рафман внимательно смотрит на мир и замечает то, что от обычного человека ускользает.
Проект Рафмана – своеобразная летопись нашего времени, сам он рассказывает, что видит в этом особый смысл и считают камеру Google всевидящим оком, таким себе богом диджитал-эры. В доказательство художник приводит свою личную историю. У него была девушка, с которой они расстались. Девушка не любила фотографироваться. "Когда она ушла, я понял, что у меня вообще нет ее фото, за всю историю наших отношений. А потом я вспомнил, что мы были в отпуске, и машина, которая делает фото для Google, проезжал мимо и сняла нас. И я нашел эти фотографии в архивах Google – так у меня появилось ее единственное фото, правда, с размытым лицом", – рассказывает художник в интервью порталу look at me.
Сейчас Рафман создает видеоигры и снимает футуристичное кино. Его новый проект – Brand New Paint Job. Для него он использует элементы картин классиков модернистского искусства – Джоана Миро, Ива Клейна и Джексона Поллока. Эту живопись Рафман использует как текстуры, поверх которых накладывает 3D-модели автомобилей, мебели, людей, техники, показывая взаимодействие классического искусства и цифрового будущего. Сами же радикальные работы Рафмана про общество и его будущее можно рассмотреть в инстаграмме художника.